Традиционный белорусский женский костюм-источник вдохновения для проектирования современной женской одежды. Методы проектирования в этнодизайне
Современная мода быстротечна, одни тенденции быстро сменяют другие. Каждый сезон предприятия лёгкой промышленности должны выпускать новые модели одежды, чтобы удивить своего потребителя и удержать его. Создать яркие и многоликие образы поможет обращение к одному из богатейших источников вдохновения – традиционному белорусскому женскому костюму. Использование традиционного народного костюма в качестве источника вдохновения позволяет современной моде сохранить национальную самобытность. Методы проектирования в этнодизайне рассмотрим в статье на www.linenby.by
Визаж/прическа/стиль: @anastasia_rulevich |
Костюм является важнейшей составной частью предметного мира - средство эстетического воспитания личности. Костюм, с точки зрения ученых - образно решенный ансамбль, в центре внимания которого человек, ансамбль объединяет одежду, головной убор, обувь, аксессуары прическу, грим и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию [8]. Костюм ярко выражает специфические особенности развития страны и народа. Климатические условия, социальная структура общества, материально-экономическое состояние, национальные признаки, моральные нормы и эстетические идеалы - все это отражается в многообразии форм народного костюма. Он выражает национальный вкус и своё понимание красоты, обычаи, обряды. Костюм выражает не только общенациональные черты, но является также индивидуальной характеристикой человека.
Сохраняя белорусские национальные традиции, передовая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы традиционного белорусского костюма, формы и конструкции которых, не претерпевали особых изменений [8]. Однако он не является застывшей в своих формах неизменной категорией. Традиционный белорусский женский костюм совершенствовался в течение всей истории существования белорусского народа, мастерицы бережно передавали только самое ценное из поколения в поколение [9,10].
Романюк М.Ф. Белорусская народная одежда. Беларускае народнае адзенне. Наравлянский строй |
На сегодняшний день в дизайне одежды изменяется суть метода применения национальных черт и особенностей одежды, главное теперь все решение костюма в целом. Многие конструкторские решения различных современных моделей одежды строятся на основе народного кроя, при этом сохраняются их главные принципы – простота, комфорт, антропометрическая универсальность. Удобство в эксплуатации моделей одежды обеспечивается за счёт свободного кроя, не мешающего динамике движений. Благодаря членениям в одежде выделяются участки: на передней части изделий, груди, плечах, центральной части юбки, присутствует определенный ритм площадей. В целом главный принцип построения такой одежды - гармония цвета и формы [11].
Основные характеристики традиционного белорусского женского костюма, такие как: необыкновенная устойчивость традиции, цельность образа, женственность, красота, гармония в пропорциях его формы, колористическое решении, ритм в декоративном оформлении, приемы и способы художественно- декоративной отделки, фактура домотканой ткани, вышивка, декоративные швы, орнамент, рисунок узорного ткачества служат импульсом для идеи создания современного женского костюма. Традиционный белорусский костюм является богатым творческим источником для создания коллекций современной женской одежды haute couture, pret-a-porte de luxe, одежды имиджевого направления.
Md: @go_anastasiaa; Ph: @amirickano; St: @nadia_himdiat; Dress: @linenby.by |
Проектирование современных видов изделий легкой промышленности по этническим мотивам базируется на исследовании с использованием различных методов дизайна, в том числе, метода морфологического исследования [49]. На современном этапе можно наблюдать несколько направлений развития методов проектирования женской одежды на основе ТНК –“цитирование”, “копирование”, “имитация”, “интерпретация”, “стилизация” и “ассоциация”. При создании современной женской одежды чаще используются методы:
Цитирование – метод, при котором создание костюма происходит на основе использования аналогичных решений, взятых из первоисточника. Строгое следование традициям.
Копирование– метод, при котором создание костюма происходит на основе изучения художественно-композиционных средств, конструкторско-технологических особенностей и декоративных техник. Строгое следование традициям.
Имитация – метод, при котором создание костюма происходит по аутентичным образцам, но без учета традиционной технологии изготовления, из материалов не характерных для народного костюма, а также воспроизводится имитационными средствами.
Интерпретация – метод, при котором создание костюма происходит на основе народного костюма, но с учетом самостоятельного толкования его автором.
Стилизация – метод, при котором в костюме отображаются черты народного и демонстрируются способы изготовления изделий по традиционным техникам.
Ассоциация – метод, при котором требуется переосмысление традиционного костюма и всего проработанного материала и создание современного костюма, более эмоционального, яркого и образного, с тонким чувством первоисточника.
Методы проектирования женской одежды представлены на рисунке в виде схемы. Рисунок – П.А.9 – Методы проектирования современной женской одежды на основе традиционного белорусского женского костюма.
Таким образом, на современном этапе женская одежда на основе традиционного костюма создается на основе сложных ассоциативных образов по двум направлениям:
Первое - это подражание элементам, которое в основном используется для создания театральных, сценических, торжественных костюмов.
Второе- это стилизация моделей, создается через ассоциации, которые могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные, т.е. творческий подход к трансформации первоисточника - не копирование его, а ассоциативное переосмысление, что дает бесконечное богатое количество идей.
Источником вдохновения может быть, как целый комплекс традиционного белорусского женского костюма, так и составляющие его фрагменты. Важным фактором при создании современного женского костюма являются ассоциативные представления. Они позволяют достичь разнообразия видимого образа, новизны решения. С позиций современного дизайна наиболее перспективным является использование художественно-образных особенностей традиционного женского костюма, а не прямое заимствование и повторение элементов кроя, декора, технологической обработки.
© Автор статей и иллюстраций Надежда Химдиат
При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны.
Ключевые слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда; этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль; женское платье; традиции;
comments