Традиционный белорусский текстиль представляет собой единую в художественно-стилистическом отношении группу предметов материальной культуры с ярко выраженными чертами каноничности. Канон в народном текстиле – это совокупность технологических приемов и способов создания текстильных артефактов, обусловленный художественными нормами, принятыми этническим сообществом. На территории Беларуси следует выделить несколько художественных комплексов народных тканей, которые отличались орнаментом, техникой орнаментации, колористическим решением. Распространение которых имело ареальный характер: Западно- Полесские полосатые ткани; выборное ткачество Витебского Поозерья; закладное ткачество Восточного Полесья и Поднепровья, переборные ткани Поднепровья.
Западно- Полесские полосатые ткани
Народная культура Полесья сохранила ряд архаических явлений и элементов, которые в других регионах славянского мира не встречаются. Отличительная особенность в виде поперечно - полосатого красного декора на белом фоне. Он распространен на значительной территории Западного Полесья (Столинский, Пинский, Ивановский, Березовский, Ивацевичский р-ны Брестской обл.). Он украшает женские наметки, полики и рукава рубах, фартуки и низ юбок.
Выборное ткачество Витебского Поозерья
В Витебском Поозерье Республики Беларусь локализована традиция использования выборного ткачества. Большая часть выборных тканей изготовлена из хлопчатобумажных ниток белого и красного цвета. Распространены выборные ткани с полихромным узором, в котором использованы нитки разных сортов и качества. Синий, голубой, желтый, розовый, лиловый, зеленый цвет узорных элементов составляет выразительную особенность выборных тканей. Белорусское население называет эту технику ткачества «стараверскі перабор» [43].
Закладное ткачество Восточного Полесья и Поднепровья
Закладная техника в народном ткачестве на территории Беларуси не была известна повсеместно. Этот способ орнаментации для украшения традиционных предметов одежды (рубах, наметок, фартуков) применялся до начала ХХ в. на юго-восточной части Столинского р-на Брестской обл., в Лельчицком, Житковичском, Брагинском, Ельском, Наровлянском р-нах Гомельской обл., в Гомельском и Могилевском Поднепровье [20].
Переборные ткани Поднепровья
Для оформления тканей в Гомельской области характерно использование композиций в виде сот, которые редко встречаются в других районах. В сетку из шестиугольников – сот вписаны геометрические элементы и розетки. Они отличаются регулярностью композиций, плотностью заполнения фона и калейдоскопической полихромностью. На Гродненщине со сплошным застилом узорного утка на лицевой стороне, на которых между гладкими полосами размещены изображения гроздей винограда с листьями, с узорами «ў матылі», «матылі з пілачкай» – четырехлепестковыми цветами и листьями в соединении с узором «дугі» или более реалистическими изображениями цветка и волнистого побега [44]. Образцы ткани и варианты техник их изготовления представлены в таблице П.А.2.
© Автор статьи: Надежда Химдиат
Источник: Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с.
При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны.
Заказать любимое © платье возможно на сайте: www.linenby.by
Заказать любимое © платье с учетом индивидуальных предпочтений возможно в нашем Цифровом ателье.
Любимое © платье
Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с. ©
одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный белорусский женский костюм; проектирование женской одежды; авторская одежда; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; этнодизайн;
comments