Недавно мы посетили выставку Историко-культурного музея-заповедника «Заславль», посвященную белорусской маляванке, и это было незабываемое путешествие в Заславль. Музей, расположенный всего в нескольких километрах от Минска, стал для меня настоящим открытием.

 

 

Историко-культурный музей-заповедник «Заславль»

Историко-культурный музей-заповедник «Заславль»

 

 

Музей белорусской маляванки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспонаты выставки поражают своим разнообразием и яркостью. Музей оформлен с большой заботой и любовью-это ощущается с порога. Каждый экспонат рассказывает свою уникальную историю. Особенно впечатлили и запомнились росписи художницы Алены Киш с цветочными мотивами, животными, геометрическими узорами, которые чувственно передают декоративность и сказочную загадочность. Не легкая судьба Алены, о которой поведали хранители музея, потрясает и позволяет задуматься о сложной доли художника, у которого нет поддержки близких людей.

Специального художественного образования Алены Киш не получила, однако самостоятельно освоила художественную технику живописи. Свои «маляванкi» она обычно делала на не загрунтованном холсте, покрытом черной краской. На черный фон наносила масляными или клеевыми красками цветной рисунок, иногда с использованием трафаретов. Произведения, а это были настенные ковры, художница создавала по заказам во время путешествий по Минской области. С начала 1930-х годов Алена стала ходить по деревням и делать ковры за вознаграждение или продукты. Так она зарабатывала себе на жизнь. Яркие и экзотические «маляванкi» были желанны в каждом деревенском доме. Эти произведения Алены Киш поражают композиционной смелостью и богатой фантазией автора. Самые популярные сюжеты, которые люди заказывали у Алены, было три: «Дева на водах», «Рай», «Письмо к любимому». Каждый ковёр хоть и был написан по известному сюжету, но существенно отличался от других.

 

 

 

 

 

 

Белорусский художник, также выходца из Слуцка Владимир Басалыга задался целью отыскать ковры Алены Киш и как можно больше узнать про их создательницу. 

Его детские воспоминания повлияли на его творческую судьбу и оставили глубокие, волнительные воспоминания. Эти детские переживания отложились в памяти надолго.

«На лето родители отправляли нас из Слуцка в деревню к бабушке и дедушке. На каникулах мы гостили и у других родственников. За лето успевали посетить немало деревень: Заболоть, Заполье, Василинки, Бокшицы… На стенах в домах родственников я постоянно встречал схожие сюжеты: львы, диковинные птицы, деревья. Рисованные ковры, будто солнышко, освещали дом и днём, и ночью. Глядя на них, мне казалось, что я попал в сказку. А нарисованные персонажи мне даже снились. Я видел их в снах очень часто, шёл им навстречу. И как только во сне прикасался ко льву, просыпался от страха и радовался, что это всего лишь сон».

В поездках по деревням, где прошло детство, он насобирал 13 работ, а также отрывки биографиии Алены Киш. Некоторые из ковров приходилось спасать, реставрировать.

 

 

 

 

 

 

В 1978 году эти работы впервые «зазвучали» для массовой публики: на Первой республиканской выставке народных расписных ковров в залах минского Дворца искусств. Среди других экспонатов творчество Киш выделялось неповторимым художественным видением. В 1990-е годы Владимир Басалыга принял решение передать собранные ковры в музей, который мог бы сохранять их и дать возможность познакомиться с творчеством Алены Киш широкому зрителю. 

 

 

 

 

 

 

В 2010-м году на «Беларусьфильме» вышла документально-художественная лента Галины Адамович «Маляваны рай», стали открываться выставки по всей стране.

 

 

 

 

 

 

Произведения А. Киш входят в состав большой коллекции ковров Историко-культурного музея-заповедника «Заславль» и являются одними из лучших образцов белорусского наивного искусства. Такое признание она заслужила терпеливым служением творчеству во имя красоты. Ей посвящают свои работы скульпторы и живописцы.

 

 

 

 

 

 

Каждый уголок музея наполнен атмосферой народного искусства, которые отражают богатство белорусской культуры. В стенах музея витает забота о посетителях и умиротворение.

Я не могла не вдохновиться произведениями белорусских мастеров, которые представлены в коллекции Историко-культурного музея-заповедника «Заславль». Мастера, использующие технику маляванки, передают любовь к природе, своей земле и традициям через свои работы.