В XIX веке мир предпринимательства переживал настоящую революцию, и одним из ярких представителей этого времени стал немецкий бизнесмен Генрих Брокар. В своей уникальной пиар-компании он объединил два, казалось бы, не сопоставимых продукта — мыло и схемы для вышивки крестом. Заворачивая кусочки мыла в бумагу с простыми схемами, доступными каждому, Брокар не только сделал гигиену более доступной, но и вдохновил целые поколения на творчество.
В нашей статье мы подробно расскажем о том, как этот инновационный подход повлиял на моду и общественное влияние того времени. Узнайте, как мыло стало не просто средством гигиены, а символом стиля и самовыражения, а также о том, как вышивка крестом вошла в повседневную жизнь людей, меняя их восприятие моды и искусства. Не пропустите увлекательное путешествие в прошлое, где бизнес и креативность соединились в одном удивительном проекте!
Фирму «Брокар и Ко», как и многие дореволюционные фабрики духов, основал француз по происхождению — Анри Брокар. Его отец Атанас Брокар специализировался на мыльном производстве. Он еще в молодости запатентовал формулу прозрачного глицеринового и кокосового мыла и искал место, где дело имело бы наибольший успех. Брокар-старший начал во Франции, отправился в США, бывал в Российской империи, где работал главным парфюмерным лаборантом в одной из фирм.
Анри Брокар, выбирая страну для производства, остановился на России. Там знакомый его семьи, купец Константин Гика, открыл парфюмерную лабораторию и торговый дом своего имени и пригласил будущего предпринимателя на работу. В 1861 году Анри Брокар поехал в Москву, где его стали называть на русский манер — Генрих Афанасьевич.
Четыре года Брокар работал для Торгового дома Гика — по разным данным, как инженер-технолог или главный парфюмер. За это время он успел жениться на бельгийке Шарлотте Равэ и разработать формулу концентрированных духов. Находку Генрих Брокар решил продать на родине. Ее выкупила французская фирма «Рур Бертран» за 25 тысяч франков. Деньги стали начальным капиталом фирмы «Брокар и Ко».
Парижанин Генрих Брокар приехал в Россию, чтобы найти место на парфюмерном рынке. Он первым из косметических предпринимателей XIX века решил, что продавать ароматное мыло и духи можно не только состоятельным людям, но и тем, у кого скромный достаток. Свое дело Генрих Брокар начал в Москве. В 1864 году он арендовал в Теплом переулке помещение конюшни и открыл мыловаренную лабораторию. В разрешении, которое выдала городская управа, ни мыло, ни духи не значились. В то время в перечне «бизнесов» такого пункта не существовало. Зато аптеки давно торговали и лекарствами, и косметикой. Брокар получил разрешение «по фельдшерскому цеху».
Первым продуктом новой компании стало мыло «Детское». Предприниматель придумал выпускать ароматные бруски с оттисками в виде букв кириллического алфавита. Во многом благодаря этому продукт обрел популярность. Есть свидетельства, что некоторые родители из среднего и низшего класса, чтобы научить детей читать, скупали все буквы. Сделать это было несложно: мыло Брокара стоило в три раза меньше, чем продукция других марок.
Предприниматель в тот период почти не получал прибыли, но придерживался выбранной незанятой ниши на рынке. В середине XIX века богатые люди заказывали банные принадлежности и духи из Европы или покупали привезенное. Для обычных горожан такая покупка была дорогой, но для людей со средним и низким достатком никто не производил подобные товары. Мысль обеспечивать эту категорию и сделать ее постоянным покупателем подала Генриху Брокару жена Шарлотта. Женой Генриха Брокара стала москвичка бельгийского происхождения - Шарлотта Реве. Она прекрасно владела русским языком и хорошо разбиралась в моде. Продажи шли не очень хорошо, и Шарлотта принялась изобретать новые марки, названия, дизайн, рекламу и даже акции.
Также она участвовала в важных деловых переговорах. Именно по инициативе Шарлотты стало продаваться дешевое мыло и одеколон для простого народа. Вдобавок, к изделиям прилагались схемы популярной вышивки. Их называли "премии", сейчас бы наверняка сказали -"бонус". Мыло стало очень популярным, а схемы распространялись с огромной скоростью. В XIX веке предприниматель Генрих Брокар устроил пиар-компанию по продаже мыла всем слоям населения. Он придумал заворачивать кусочек мыла в бумагу со схемами для вышивки крестом. Это были простые схемы, доступные всем.
Компания выпускала простые и востребованные наименования. К «Детскому» мылу добавились «Янтарное», «Медовое», прозрачное глицериновое «Шаром» — его рецептуру когда-то изобрел Атанас Брокар. Цены сохранялись невысокие. Например, «Шаром» стоило пять копеек
— как десяток яиц. Пользовалось спросом мыло "Греческое" (с ореховым маслом).
В 1866 году Генрих Брокар выпустил еще более массовую продукцию. Мыло «Народное» стоило одну копейку — как писчее гусиное перо. Его отправили на ярмарки по всей стране, откуда бруски разъезжались в том числе в деревни. «Народное» стало первой косметической маркой, которую могли себе позволить крестьяне. До этого они мылись подручными средствами — например, золой.
Сырье поставлялось в основном из Европы, а затем некоторые растения стали выращивать в России. Кстати, духи "Красная Москва", широко известные в СССР, были изобретены именно на этой фабрике и носили название "Букет императрикс».
После революции фабрика «Брокар и Ко» была национализирована и получила новое название — «Новая заря». В 1924 году Август Мишель, который продолжал работать на фабрике, при поддержке Полины Жемчужиной, жены наркома Вячеслава Молотова, переработал и воссоздал «Любимый букет императрицы» под названием «Красная Москва», соответствующим духу нового времени.
Дизайн флакона разработал штатный художник «Новой зари» Андрей Евсеев. Флакон выполнен в стиле старорусской архитектуры: лаконичный, с рельефным узором, притёртая пробка-луковка и модный авангардный мотив на упаковке-футляре с овальным сечением, украшенным шёлковой кисточкой.
Духи стали знаковыми, их покупали в качестве сувенира дипломаты и туристы, посещавшие СССР. В 1958 году духи «Красная Москва» были отмечены призом на Всемирной выставке в Брюсселе.
«Красная Москва» даже фигурирует в кинематографе. Например, в «Девчатах» 1961 года героиня приходит к приятельнице в общежитие, а у той на тумбочке стоит несколько флаконов, среди которых есть и «Красная Москва».
В наше время «Новая заря» продолжает выпускать «Красную Москву». Дизайн упаковки почти не изменился, и духи всё также являются одним из лучших сувениров для иностранцев, посещающих Россию.
Брокаровский стиль вышивки -это направление появилась в середине XIX века на территории Российской империи. Маркетинговый ход парфюмерной фабрики француза Генриха Брокарда повлиял на течение моды.
В XIX - начале XX века произошли перемены в художественно-образном решении народной вышивки. Распространялась техника вышивки крестом в городах и барских усадьбах. Скатерти, салфетки, панно, полотенца вышивались различными народными орнаментами.
Печатные издания стали публиковать схемы европейских узоров: итальянских, немецких, французских и голландских. В журналы (например: "Вестник моды", "Родина", "Новый русский базар", "Нива") стали добавлять вкладки со схемами вышивки.
На Никольском рынке в Москве продавались альбомы: Е.К.Доливо, «Альбом образцов вышивок», (составитель К.Далматов), «Сборник южно-русских узоров, собрание древне-славянских узоров», издательство автор Е.К.Доливо, Т.А.Губанова и др. Их покупали не только для хобби, но и использовали во всех женских учебных заведениях императрицы Марии Федоровны.
Из крупных городов империи, где можно было купить альбомы (Москва, Санкт-Петербург, Одесса, Киев, Минск, Могилев и т.д.), модные веяния распространялись в провинции. Девушки применяли эти схемы, и народные узоры стали вытесняться популярными городскими. Вышивку, которую мастерицы осваивали благодаря схемкам, стали называть "мыльной", или "брокаровской".
Главный конкурент "Брокара и Ко", "Товарищество А.Ралле и Ко", взял эту идею на вооружение и тоже стал прикладывать схемы и выпускать альбомы. Но они не были столь популярны, как "брокаровские".
Что привлекало вышивальщиц в схемах?
1. новые орнаментальные мотивы, близкие по духу
2. насыщенные цвета
3. декоративность
4. простота готового рисунка
5. реалистичное трактование растительных и животных орнаментов
Помимо изображения цветов, трав, винограда, животных и птиц в моду входили буквы, надписи, сценки из жизни. Отличительной особенностью "брокаровской" вышивки стала французская роза, которую легко можно было перенести с миллиметровой бумаги на домотканое полотно.
Вышивались розы обычно черной и красной нитью. Бордюр из розочек и листьев стал одним из главных узоров. Народная вышивка России, Беларуси, Украины обогатилась массой элементов, а роза, которую знали далеко не во всех регионах, стала популярной растительной культурой.
Что же общего у славянской вышивки того времени и европейской? Очень много узоров. Видимо, дизайнеры "Брокаръ и Ко" и прочие издатели альбомов, заимствовали орнаменты, смешивая их с аутентичными.
Гобеленовая вышивка: "Коллекция старинных схем от Sajou (Франция)"
https://sj-designs.net/product/19th-century-charted-patterns-from-europe/
Интересно полистать современный сборник "Викторианские графические фольклорные узоры 1870 года", где автор представляет коллекцию фольклорных узоров 1870-х годов. 40 оригинальных старинных узоров с более чем 100 бордюрами, мотивами и повторяющимися узорами, нанесенными на графическую бумагу. Как поясняет автор-эта коллекция воспроизведена с работы Фрейдриха Фишбаха, первоначально опубликованной около 1870 года. Многие из этих узоров датируются 1500-ми годами и встречаются в традиционных вышивках по всей Европе.
комментарии