Региональные и локальные особенности комплексов традиционного белорусского женского костюма
В результате исследования традиционного белорусского женского костюма установлено, что состав изделий женского комплекта и художественно- декоративное оформление отличался в зависимости от географического расположения, возраста, семейного положения. Наиболее ярко это проявилось в женских головных уборах, что представлено на рисунке. Рисунок 2.16 – Фасоны головных уборов в традиционном белорусском женском костюме (середина XIX — середина XX вв.). (у девушек – «вянок», «ленты», «скіндачка», «кубачак» и др., у замужней женщины – «намітка», «хустка», «каптур», «чапец», «галавачка». «кубак», и др.).
Западное Полесье характеризуется локальными художественными особенности неизвестные в других регионах Беларуси, например, тяжелая из шерсти юбка - “бурка”, обрядовый строй свахи с головным убором “рожки” или “ кветкі” украшенный пучками крашеных перьев и др. Для поясной одежды характерны красные шерстяные андараки (юбки) с вертикальными или горизонтальными полосами. Пояса Западного Полесья выполнены из шерсти и отличаются от поясов других регионов характерным полосатым узором. Красные пояса с тонкими полосками белого, желтого, зеленого и, реже, других цветов ткали на станке или на бердечке. Разноцветные полосы получались за счет использования разноцветных ниток в основе. Основу орнаментального узора в отделке костюма составляет поперечно - полосатая композиция из мелкоузорных геометрических мотивов красного орнамента с незначительным добавлением чёрного или синего цвета. Используется древний способ украшения полотняной одежды (рубахи, фартуки) – полоски, затканные однотонными красными нитками. В вышивке преобладает вышивка набором. Украшение рубахи вышивкой только черными нитками встречается в Мотольском, Домачевском, Малоритском, Кобринском, Пинско - Ивацевичском строях. Пинско-Ивацевичский строй традиционного костюма характеризуются общими художественными признаками и техникой выполнения. Они представляют собой единый в художественно-стилистическом отношении ареальный комплекс тканей с полосатым декором красного цвета, в котором отсутствует геометрический орнамент.
Восточное Полесье образно-пластическими особенностями одежды оно близко к Центральной Беларуси и Поднепровью. В женской одежде востока Беларуси преобладает белый цвет. Тут даже вышивали белыми нитками на белом фоне. Своеобразную фантастичность Давид-Городокскому-Туровскому комплексу придавал оригинальный женский головной убор - «галавачка». Характерная особенность, богатство украшений - тканых, вышитых, нашивных, дополнительных съемных декоративных элементов (бусы, серьги, кольца, ленты). Наличие на рубахе съемных воротников, выполненных в различных техниках кружево, тканые, с вышивкой, комбинированные. Преобладает растительный узор в орнаменте. (Брагинский, Турово-Мозырьский, Давид-Городокский-Туровский, Калинковичский строй).
В Центральной Беларуси выявляется сдержанность в отделке костюма, наблюдается внутренняя цельность, готическая монументальность и тонкая выразительность ансамбля. (Пуховичский, Слуцкий, Ляховичский, Вилейский, Копыльско-Клецкий “строі”). Представительницы католического вероисповедания предпочитали более сдержанный колорит в одежде. Для праздничного костюма использовали покупные ткани и шили его в соответствии с тенденциями городской моды.
В Понеманье наблюдается склонность в поясной одежде к холодным оттенкам: синий, фиолетовый и др. Распространение получила накидка- большой платок из домотканой шерсти с кистями. На костюм оказывает влияние городская мода. (Волковысско-Каменецкий, Новогрудский, Мостовский строй).
Наддвинье. Наблюдается использование тканей с ручной набойкой. В поясной одежде преобладает голубой цвет и узор в мелкую клетку. Основным является комплекс с пришивным лифом, в некоторых районах – сарафан. Обязательно фартук (Дубровенский и Лепельский строй).
Поднепровье - соседство трех братских народов – белорусов, русских, украинцев способствовал созданию смешанных типов костюма. Здесь раньше всех закрепились техники узорчатого ткачества, вышивки (вышивка гладью, тамбурный шов). В орнаменте встречаются мотивы дерева жизни, пальметы. Вышивка красного, или красно-черного цвета соседствует с ахроматические гаммой белого. Черный орнамент на серебристо-белом фоне полотна. (Могилевский, Буда-Кошелевский, Краснопольский, Неглюбский строй). Наблюдается увеличение массы красного цвета в орнаментации наблюдается в зонах этнокультурного пограничья Беларуси с Украиной и Россией (Могилевское и Гомельское Поднепровье). На основе исследования женского костюма с учетом региональных особенностей установлено, что силуэт в традиционном белорусском женском костюме имеет определенные формы: трапециевидный, овальный, прямоугольный. На рисунке 2.2. представлены силуэты традиционного белорусского женского костюма.
Самобытность традиционного белорусского женского костюма определяют такие характеристики как: виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание обилия декоративных элементов с продуманной практической функцией. Художественный образ белорусского народного женского костюма усложняется обязательными орнаментальными украшениями на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Отличается богатством техник оформления: вышивка, узорное ткачество, кружево, аппликация, др.
На основании проведенного исследования народного женского костюма с учетом локальных особенностей установлено, что формирование таковых началось во времена средневековья. К концу XIX - началу XX веков облик ТБЖК устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Одна из важнейших характеристик традиционного белорусского народного костюма – необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, ее форму. Отдельные атрибуты традиционного народного женского костюма восходят к языческим корням, в них сохранились архаические черты, например, геометрический орнамент и полосатый декор [10]. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времен. Не смотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантный в образном и композиционном проявлениях.
Традиционный белорусский женский костюм более разнообразен, чем мужской, кроме того, он богаче декорирован. Исторические материалы свидетельствуют о том, что внешний вид женщины строго соответствовал установленным правилам. На характер женского костюма влияли: социальный статус женщины, возраст, семейное положение, место жительства, принадлежность тому или иному роду, конфессиональная принадлежность.
На основе исследования традиционного белорусского женского костюма установлено, что существуют следующие типы костюма-образа: девочки, девушки, костюм невесты, костюм молодой женщины после замужества, костюм женщины после рождения ребенка, вдова, костюм пожилой женщины. Объединяющим и основным элементом в традиционном белорусском женском костюме всех строев не зависимо от возраста является рубаха. В зависимости от того с чем женщины носили рубаху выявлено пять основных комплексов:
1). Рубаха с юбкой и фартуком;
2). Рубаха с юбкой, фартуком и безрукавкой;
3). Рубаха с юбкой с притачным лифом (сарафан) и фартуком;
4). Рубаха с юбкой, фартуком и поясом;
5). Рубаха+ с распашной юбкой, фартуком, безрукавкой и поясом;
В ходе историко- картографического исследования традиционного белорусского женского костюма [10, 19, 20, 23, 38] установлено, что первых два комплекса встречались на всей территории Беларуси, два последних на восточных и северо- восточных районах, пятый комплекс с юбкой- панёвой распространен на пограничной территории с Украиной. Классификация белорусских народных комплексов женской одежды представлена на рисунке 2.3 – Классификация белорусских народных комплексов традиционного белорусского женского костюма.
Рисунок 2.3 – Классификация белорусских народных комплексов традиционной белорусской женской одежды
Необходимость изучения традиционного белорусского женского костюма обусловлена тем, что он является значимым этнокультурным и художественным явлением в народном искусстве. Он выделяется ярким национальным своеобразием и имеет множество локальных вариантов. Актуально исследование традиционного белорусского женского костюма в качестве творческого источника для проектирования современной женской одежды, как важнейшего элемента в сложной системе, который характеризует культуру и цивилизацию белорусского народа.
В данной работе, впервые с позиций искусствознания, традиционный белорусский женский костюм рассматривается как творческий источник для создания современной женской одежды. Обращение к народным ценностям служит делу эстетического и патриотического воспитания нового поколения. Проведение прикладных исследований традиционного белорусского женского костюма и выполнение на его основе моделей современной женской одежды представляют собой одно из перспективных направлений современного дизайна.
Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с. ©
комментарии