Юбка женская. Фартук. Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века
Юбка женская
В композиционном и колористическом решении женского костюмного комплекса большое значение имела поясная одежда. Основным компонентом была юбка -«спадница». Летняя- льняная юбка-«летник», зимняя- суконная- «андарак» и др. Юбку «андарак» шили из четырех-пяти продольных полотнищ льняной, шерстяной или полушерстяной домотканой ткани. Верх юбки собирался на мелкие плотные складки или сборку. Праздничную юбку шили из полихромных тканей с рисунком клетка, полоска продольным или поперечным направлением. Менее распространены юбки из поперечного куска ткани [10]. Юбка- андарак чаще всего красного цвета с рисунком в продольные или поперечные полосы, клетку.
Часто подол юбки украшался бордюром браного ромбо-геометрического орнамента, вытканного хлопчатобумажными нитями красного цвета. Ткани для юбок, вытканные из окрашенных льняных нитей, имели простое полотняное переплетение, а декор их состоял из мелких клеток или узких полосок. Если не было фабричного покупного красителя, красили нитки луковой шелухой, дубом, рябиной, ольхой. Льняная полоска, подшитая с изнаночной стороны внизу юбки – «подподольник», представленный на рисунке. Рисунок 2.9 – Льняная полоска, подшитая с изнаночной стороны внизу юбки – «подпо-дольник». Фото из газеты «Советская Белоруссия».
Праздничную юбку -«андарак» обязательно гофрировали. Клали на лаву, сверху накрывали чистым рушником, а наверх – горячий хлеб. Шерсть, как и лен, имеет хорошую память. Складки даже на разутюженной ткани восстанавливаются без труда. Но прежде чем пришить пояс, ткань собиралась на шнурок–вздержку. Когда в талии прибавлялись сантиметры, юбку можно было «распустить» до необходимого размера [18]. В 1930-е гг. появилась тенденция уменьшения длины и объема юбок. Основные фасоны юбки представлены в Приложении А, на рисунке П.А.4 – Основные фасоны традиционной белорусской женской юбки (середина XIX — начало XX вв.).
В некоторых регионах Беларуси поверх рубахи носилась юбка -«понёва», поясная одежда женщин. Юбка – панёва представляет собой частично сшитый кусок ткани, который перегибали особым образом, завязывали вокруг пояса так, что края расходились спереди, оставляя открытым подол рубахи. В основе понёвы лежали два полотнища плотной шерстяной узорчатой ткани домашнего производства. Первое надевание понёвы на женщину проходило очень торжественно. В дом к просватанной девушке собирались все ее родственники. Мать невесты, держа понёву в руках, предлагала прыгнуть в нее стоящей на лавке дочке. «Прынь, дитятко, прынь, милая, в вечный хомут, в бабью понёву», - говорила она. Дочь отвечала: «Хочу - прыгну, а хочу - и не прыгну». «Прыжок» девушки в понёву означал ее согласие на свадьбу.
Технологии изготовления тканей сохранились с древнейших времен. Ткани, изготовленные белорусскими ткачихами для различных фасонов юбок, отличаются разнообразием технических решений, цветовых сочетаний, практичностью, свидетельствуют о хорошем вкусе и высоком мастерстве.
Юбки зимние шились из шерстяной, полушерстяной ткани, летние- льняной ткани. В зависимости от орнаментации можно выделить два типа юбочных тканей – полихромные, с преобладанием красного цвета, и однотонные. Среди узорных тканей преобладают полосатые и клетчатые. Однотонные ткани были гладкими и рельефными. С середины XIX в. появились новые методы ткачества, фабричные нитки, анилиновые красители, которые очень расширили возможности декора домотканой ткани. Ширина домотканого полотна зависела от ширины ткацкого станка, от техники ткачества. В крестьянскихбелорусских тканях ширина полотна равна 42-45 см., в редких случаях 60-70 см. Ширина ткани принималась за модуль, где ширина величина постоянная, а длина изменялась в зависимости от вида изделия.
Узор на юбке зависимости от региона изменяется его колористическое решение, направление полос и сочетание их по ширине. Конструкция юбки – прямоугольник, из различного количества полотен материала.
Западное Полесье характеризуется локальными художественными особенности неизвестные в других регионах Беларуси, например, тяжелая из шерсти юбка - “бурка”. В Центральной Беларуси выявляется сдержанность в отделке костюма, наблюдается внутренняя цельность, готическая монументальность и тонкая выразительность ансамбля. В Понеманье наблюдается склонность в поясной одежде к холодным оттенкам: синий, фиолетовый и др. Наддвинье. Наблюдается использование тканей с ручной набойкой. В поясной одежде преобладает голубой цвет и узор в мелкую клетку. Основным является комплекс с пришивным лифом, в некоторых районах – сарафан ("саян", "кабат"). Обязательно фартук (Дубровенский и Лепельский строй).
Формообразующим элементом поясной одежды- юбки служит складка, сборка.
Изучение высокохудожественных образцов традиционного женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века проведено в музеях, фондах, архивах Беларуси, таких как: Национальный музей истории и культуры Беларуси, Музея древнебелорусской культуры ИИЭФ НАН Беларуси НП РУП «Скарбница».
В некоторых районах Беларуси (Поозерье, Поднепровье- Могилевский строй) встречались юбки с пришитым лифом – сарафан.
Белорусский сарафан – «саян» представлял собой безрукавку «кабат» с пришивной юбкой «андараком». Юбка собрана на мелкую складку или сборку возле лифа. Застежка обязательно на пуговицы или крючки, а не завязывалась.
Существовало нескольких фасонов сарафана:
1) сарафан вилочковый;
2) сарафан прямой с лифом;
3) сарафан прямой с лифом на кокетке;
Рубаха, которую носили с сарафаном называлась «галаплечка», «плечаўка». Рисунок 2.12 – Сарафан женский. Поднепровье. Могилевский строй. Этнографический музей. Экспедиция сотрудников УП «Скарбница» при участии искусствоведа НМЛИ М.Н. Винниковой. Фото (2007г.).
Фартук женский
Важный элемент в традиционном белорусском женском костюме - фартук. С подросткового возраста девочка в обязательном порядке носила фартук, поскольку он являлся оберегом женского лона. Первое, что начинали ткать и вышивать девочки в свой костюм был фартук. По тому, как был соткан или вышит фартук, судили о художественных способностях и мастерстве девушки, будущей невесты, жены, хозяйки. Фартук выполнял не только защитную функцию в повседневном костюме, но и являлся обязательным элементом праздничного костюма. Фартук обычно делали из холста орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край фартука оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины. Фартук, как и юбку –андарак, иногда запрессовывали в вертикальные ребристые складки - плиссировку, что подчеркивало стилистическое единство всего комплекса. Праздничные фартуки в местах соединения полотнищ могли иметь дополнительное украшение в виде ажурных прошивок, низ обшивался короткой бахромой, изготовленной из нитей красного, красно-белого цвета, или аналогичным по цвету кружевом, сплетенным крючком или на коклюшках.
В 1930-е гг. появилась тенденция уменьшения длины и объема фартука. Это связано с уменьшением длины и объема юбки. Популярными стали фартуки из хлопчатобумажной ткани, вышитые крестом, а также льняные фартуки соколки – украшенные прорезной ажурной вышивкой, имевшей народное название «соколенье». Схема конструкции белорусского народного фартука представлена на рисунке. Рисунок 2.10 – Схема конструкции белорусского народного фартука. Основные фасоны фартука представлены в Приложении А, на рисунке П.А.5 –Основные фасоны фартука в традиционном белорусском женском костюме (середина XIX — начало XX вв.).
© Автор статьи: Надежда Химдиат
При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны.
Ключевые слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда; этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль; женское платье; традиции;
комментарии