Богатство и многообразие приемов декорирования одежды и домашнего текстиля свидетельствуют о больших творческих возможностях белорусских мастериц, о их неистощимой творческой фантазии. Красочность костюма создавалась как благодаря декору, наносимому на костюм и его элементы, так и путем сочетания тканей — по цвету, фактуре, рисунку. Поверхность ткани очень часто служила фоном для вышивки и аппликации, нередко сочетавшего разнообразные техники и виды. Вышивка выполнялась льняными, шерстяными, хлопчатобумажными «бумага» нитками. Декор различался по характеру орнамента, цвету, способу нанесения, материалу и сочетанию его с фоном. Все это способствовало созданию разнообразия декора в народном женском костюме. Художественно- декоративное оформление имеет огромное значение в женском народном костюме. Наши предки вкладывали глубокий смысл в цветовое решение, в орнаментику, в расположение декора на костюме. Связь человека с природой, определение его места в ней, нашла своё отражение в декорировании женского костюма.

 

Орнамент

Слово «орнамент» - латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение». Орнамент представляет собой самый упорядоченный вид композиционного построения. Он подчиняется законам гармонии и пропорций, в нем можно наблюдать все виды симметрии. Организующим началом любой орнаментальной композиции является ритм. Он может быть возрастающим и убывающим. Ритмическая повторяемость в орнаменте мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, просветов между ними и других элементов является важнейшей характеристикой орнамента. Источником для орнаментального мотива могли служить самые разнообразные объекты природы, предметы жизнедеятельности человека, а также образы, порожденные фантазией людей. По тематическому содержанию мотивов, составляющих орнаментальные композиции, различают жанры орнаментов. Жанр (от французского слова «genre» — род, вид) — исторически сложившееся подразделение в различных видах искусства, определяемое по содержанию предмета изображения. [12]

 

Для белорусского орнамента характерны следующие жанры: технический, геометрический, символический, растительный, меандровый, зооморфный, орнитоморфный, антропологический.

Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п. (точки, прямые, волнистые, ломаные, сетчато-пересекающиеся линии и др.) Это самый древний вид орнаментальных построений.

 

Геометрический орнамент – геометрические фигуры (квадраты, ромбы, круги, многоугольники, кресты и т. д.), более сложные специфические орнаментальные мотивы, например, меандр и т. п.

 

Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия.

 

Растительный орнамент – мотивы его являются стилизованными изображениями растений и их частей – листьев, цветов, плодов. Элементы растительных форм, используемых в белорусских орнаментах, изображались с большей или меньшей степенью переработки, упрощения и стилизации. Является самым распространенным после геометрического.

 

Меандровый орнамент сложный геометрический рисунок орнаментов, по сути, представляет собой запутанный лабиринт. В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, который отражал течение человеческой жизни.

 

Зооморфный орнамент – стилизованные изображения представителей животного мира. Причем в качестве зооморфных орнаментальных мотивов могут использоваться как фигуры животных, так и их части (головы, рога, лапы и т. п.). Встречался только в белорусском домашнем текстиле (ручники и др.)

 

Орнитоморфный орнамент – изображения птиц и их частей.

 

Антропологический орнамент–изображает стилизованную фигуру человека.

 

Астральный орнамент (от слова «астра» – звезда). Утверждает культ неба. На рисунке представлены основные жанры традиционного белорусского орнамента. Рисунок 2.20 – Основные жанры традиционного белорусского орнамента, который использовали в традиционном белорусском женском костюме в середине XIX —XX вв.

 

 

     Орнаментальное или знаковое творчество с глубокой древности развивалось в двух направлениях. Одно направление определяло положение орнамента в искусстве. Второе направление в развитии орнамента привело к возникновению письменности. На определенном этапе развития орнаментального творчества оба эти направления представляли единое целое. Орнамент, являясь декором, одновременно выполнял и коммуникативную функцию. Орнамент был и остается одним из способов кодирования, хранения и передачи информации. Знак – явление социальное. Совместная трудовая деятельность вела к необходимости общения и обмена информацией, которая была нужна для обеспечения жизнедеятельности коллектива. Орнаментальное знаковое творчество составляло основу социальной памяти племени. В орнаменте соединились образность искусства и логическая функция письма.

 

 

Рисунок 2.20 – Основные жанры традиционного белорусского орнамента, который использовали в традиционном белорусском женском костюме в середине XIX —XX вв.

В характеристике орнаментальных композиций можно выделить несколько основных понятий.

Элемент- наиболее простейшая (исходная) часть мотива- единица.

Сочетание двух и более элементов образуют фигуру орнамента. Например, ритмичное повторение фигуры угла образует мотив, например, «елочки» или «зигзаги» с вертикальной или горизонтальной направленностью. Мотивы, которые часто встречаются в традиционном белорусском текстиле Витебского Поозерья [47] представлены на рисунке. Рисунок 2.21 – Мотивы геометрического орнамента Витебского Поозерья (середина XIX — середина XX вв.) [10].

 

 

Рисунок 2.21 – Мотивы геометрического орнамента Витебского Поозерья 

 

Ритмичное повторение фигур создает мотив орнамента (раппорт). Орнаментальный мотив, ограниченный сверху и снизу горизонтальными линиями, фиксируется как орнаментальная зона, где горизонтальные линии выполняют роль разделителей зон. Орнаментальная композиция, в целом, может состоять как из одной зоны орнамента, так и из нескольких.

 С образованием фигуры в орнаменте его декоративная функция перестает быть единственной, и орнамент приобретает семантическую функцию. Фигуры орнамента приближаются к понятию символ. Символы являются одним из самых древних и загадочных феноменов человечества. Для символа характерно обозначение предмета с целью его выделения из группы предметов.

Символы (однородные единицы), которые имеют сходные признаки и регламентированные функции образуют группу. Определение таких групп очень существенно при изучении орнаментальной системы. Оно позволяет приблизиться к пониманию смысла, который (даже подсознательно) вкладывали создатели предметов традиционного искусства в свои произведения на протяжении тысячелетий. В свою очередь группы образуют орнаментальную систему [30]. 

 

 

Орнаментальная система – понятие, которое предполагает, что в данном орнаменте самый сложный элемент восходит к простейшему, а построение композиций из отдельных элементов отличается единым характером изменений [29]. Каждая орнаментальная система подчиняется орнаментальной композиции. Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением. По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

ленточным – в виде прямой или криволинейной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;

сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;

центрическим, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник, расположенный в центре украшаемого изделия.

 

 

Орнаментальные мотивы состоят из:

1) полос: широких и узких, продольных и поперечных, косых и диагональных,

2) отдельно разбросанных фигур – раскидок;

3) волнистых и зубчатых краев, бордюров;

 

 

На основе комплексного исследования установлено, что особенностью белорусских орнаментальных форм было использование преимущественно геометрического орнамента. Геометрический орнамент формирует линейные, пространственные композиционные системы. Основой геометрического орнамента в ТБЖК являлась строгая последовательность и упорядоченность в использовании одних и тех же элементов. Конец XIX в. с распространением дешевого книгопечатания, рекламной продукции и узорников для вышивания культура белорусской деревни воспринимала пласт орнаментальных мотивов, которые называют «брокаровскими» («мыльными») узорами. Они привнесли в народные ткани растительный орнамент, широкий спектр эклектичных мотивов, сюжетные изображения, эпиграфику и изменили художественную стилистику белорусской крестьянской вышивки. «Брокаровские» узоры представлены на рисунке. Рисунок 2.22 – «Брокаровские» узоры.

 

 

 

Рисунок 2.22 – «Брокаровские» узоры

 

Для отделки традиционной белорусской женской одежды характерен ленточный орнамент. Структура белорусского ленточного орнамента представлена на рисунке. Рисунок 2.23 – Структура белорусского ленточного орнамента.

Классификация орнаментальных мотивов представлена на рисунке.

Рисунок 2.24 – Схема классификации орнаментальных мотивов в традиционном белорусском женском костюме

 

Рисунок 2.23 – Структура белорусского ленточного орнамента

 

 

 

 

Рисунок 2.24 – Схема классификации орнаментальных мотивов в традиционном белорусском женском костюме

 

Следует отметить, начиная с середины в XIX народный орнамент постоянно обогащался и в художественном, и образном выражении, отражая изменения в жизни крестьян. В начале XX в. с появлением в продаже доступных анилиновых красителей цветовая гамма орнаментальных мотивов значительно расширилась. Древние орнаментальные мотивы и темы со временем приобретали все более декоративный смысл, и в традиционную иконографию вводились реалистические мотивы и образы. Возникали новые материалы, стилистические и технические приемы. Распространившийся во второй половине XIX в. тамбурный шов, «крест» постепенно вытесняют традиционные счетные швы и орнаментальные композиции с их глубоким духовным содержанием, и все больше выделяют декоративность в орнаментике. Вместе с тем эти изменения не нарушали концепцию традиционно целостного и жизнерадостного восприятия мира, выраженную в белорусском женском костюме.

На основе проведенного исследования установлено, что для белорусского геометрического орнамента характерен устойчивый набор орнаментальных форм, состав единиц орнаментальной системы оставался неизменным на протяжении большого исторического периода. Белорусский орнамент включает в себя как простые геометрические фигуры, так и схематические изображения геометрической формы, которые условно и обобщенно передают какое-либо явление. Именно геометрический орнамент дает возможность постичь суть математического, рационального «объяснения» окружающего мира.

Анализ семантической функции орнамента позволяет выделить несколько основных ее составляющих. Во-первых, это подмеченное в природе воспроизводство признаков и форм (имитационное начало). Во-вторых – обобщение наблюдений за порядком и ходом событий (ритмическая основа). И, в-третьих, абстрагирующая и идеографическая основа – осознание важных законов, управляющих природой и жизнью человеческих коллективов.

 

Орнамент, сформировавшийся на протяжении нескольких столетий, отличается генетическим единством основных элементов на всей территории Беларуси, но общность черт не исключает наличия локальных особенностей. Формирование локальных особенностей в орнаменте относится к различным историческим периодам и определяется этническими традициями, социально-экономическими факторами, историко-культурными связями.

В настоящее время использование орнамента в женской одежде снова входит в моду, но с каждым витком моды происходит упрощение глубокого философского смысла и сведение его к простому «украшательству». Сегодня основной функцией орнамента остается эстетическая, но в связи с возрастающим интересом к белорусской символике, как носителю культуры, фрагментарно необходимо добавлять предыдущие функции орнамента [30].

Преемственность поколений состоит в неразрывном органическом единстве с одной стороны наследования накопленных культурных ценностей, т.е. традиций, с другой- это анализ и творческая переработка этих культурных ценностей, осознанное использование знаний при проектировании современной женской одежды.

 

 

Цвет

Особое значение в орнаменте белорусы придавали цвету как средству наибольшей выразительности. Цвет в орнаменте выступает в качестве композиционного фактора. Использование чередования цветов позволяет варьировать динамику композиционного построения. Художественно-образная система традиционного белорусского геометрического орнамента базируется на цветовой триаде: белый, красный, черный. Такое цветовое сочетание, характерно для традиционных белорусских тканей, оно рассматриваться как отличительная черта традиционного искусства. В каждый цвет из триады вкладывался особый смысл.

Белый цвет широко применяется в белорусском текстиле, один из основных в спектре цветовой символики. Белый цвет есть символ совершенства, духовности, возвышения жизни, святости, избавления и возрождения, чистоты и вечности, надежды. Исследователи- этнографы пришли к общему выводу, что белый цвет воспринимался как фон, лишенный информации, так сказать, "чистый лист" не только по объективным причинам (натуральный цвет льняного сырья), но и как символ чистоты, приближенности к природе. При рассмотрении орнаментальной традиции белорусского текстиля нетрудно заметить, что белый был полем, которое несло на себе информацию, воплощенную и в красном, и в черном цветах, притом составляющие этой информации были тесно связаны между собой.

 

Красный цвет является сакральным цветом многих народов. В белорусской народной культуре один из основных элементов цветовой символики. В фольклоре белорусов красный цвет часто имел семантическое созвучие с солнцем, огнём. Весьма вероятно, что современная трактовка красного как цвета, что олицетворяет человека (и человеческое в широком смысле - жизнь, жизненные силы, кровь), происходит от библейской традиции [29]. Красный - цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Красный цвет широко использовался в ТБНЖК независимо от возраста. он преобладает в орнаментальной отделке рубахи, пояса - существенной и знаковой детали традиционного женского, мужского, детского костюма.

 

Черный цвет. У славянских народов персонажи низшей демонологии были семантически связанные с черным цветом. Многие объяснения черного как "злого" начала в своем большинстве относятся уже к тем временам, когда черные подземные силы не могли восприниматься положительно. Если предположить, что черный был связан с мощным и опасным божеством подземного мира, можно понять, почему в некоторых местностях Беларуси черный цвет заменялся на синий. Так же, как слово "черт" старались не говорить, а называли его "кадок". Применение черного цвета в народной традиции показывает неоднозначность его трактовки, черный не имел исключительно отрицательной семантики [30].

 

Установлено, что этноопределяющим для белорусов является белый цвет. Он представлен в диапазоне гаммы оттенков льняного полотна (от его природного цвета до чисто белой отбеленной ткани) и натуральном цвете сукна верхней одежды из белой овечьей шерсти. В традиционном белорусском народном костюме красный цвет более глубокий, насыщенный, иногда до бордового, коричневато-красного. Растительные красители, которыми окрашивали нити для вышивки дают сдержанный, благородный оттенок в отличии от современного красного – алого.

Очень важную роль играет колорит поясной одежды– гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Гармоническое сочетание, часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, темных и светлых тонов. Один и тот же рисунок приобретает новое звучание от изменения цвета материалов, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым.

 

В XVIII - XIX вв. на территории Беларуси в тканях доминирует белый цвет, а красный цвет и красный цвет с вкраплением синего или черного является дополнительными. Красный узор никогда не превалирует над основным белым фоном полотна и по своей массе и количеству всегда подчинен ему. Этот канонический признак не нарушался на всем пространстве белорусской этнической традиции до конца XIX вв. В начале XX в. с появлением анилиновых красителей цветовой спектр в отделке ТБЖК значительно расширился, появились новые цвета и оттенки. Освоение полихромии обусловлено распространением в белорусской деревне разноцветных ниток промышленного производства (ириса, мулине и синтетического акрила, нитрона), искусственных красителей для шерсти, а также белой хлопчатобумажной ткани – основы для вышивки.

 

 

Вышивка

До ХVIII века вышиванием занимались в основном женщины из знатных семей и монахини. С конца ХVIII- начала XIX вв. вышивка проникла в крестьянскую среду. В белорусской народной вышивке много общего с вышивкой соседних народов (русских, поляков, украинцев, литовцев, латышей). Древняя белорусская сюжетная вышивка отражает византийско-русские и западноевропейские иконописные традиции. Первое упоминание о вышивке обнаружено в «Статуте Литовском». Многие орнаменты имеют многовековую историю и хранят свои коды на канве белорусских мастериц.

Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее, и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными чертами, их образами. В народной вышивке преобладала счетная техника «набор» (по счету нитей ткани). Эта техника вышивки удерживала национальное своеобразие цветового строя до конца XIX в. С течением времени появились другие техники вышивки: «крест», «свободная гладь» и др., став многоцветной, белорусская вышивка не стала пестрой. На рисунке представлены наиболее распространенные техники вышивки, которые использовалась для декора традиционного белорусского женского костюма. Рисунок 2.25 – Техники вышивки, наиболее распространенные для художественно-декоративной отделки традиционного белорусского женского костюма.

 

 

 

Рисунок 2.25 – Техники вышивки, наиболее распространенные для художественно-декоративной отделки традиционного белорусского женского костюма

 

 

 

Все швы, применяемые в ручной вышивке, разделяют на две группы:

Счетные швы - выполняются по счету нитей ткани, без переноса эскиза на нее. Счетные швы – наиболее древние, выполнялись на холсте с четким переплетением нитей. При помощи счетных швов выполняются вышивки на поверхности ткани (крест простой, крест болгарский, счетная гладь, набор, роспись и др.). Вышивка по высчитанным нитям обыкновенно не закрывает всей ткани, служащей фоном.

 

Свободные швы - выполняются по произвольному, заранее нарисованному на ткани контуру. Свободные вышивки делятся на: ажурные (ришелье, прорезная гладь), накладные (гладь, украшающие швы, аппликация);

 Счетные, и свободные швы, выполняемые на поверхности, делятся на:

1) односторонние;

2) двусторонние;

В односторонних вышивках рисунок располагается в основном на лицевой стороне. На изнаночной присутствует лишь пунктир из отдельных стежков, переходы (счетная гладь, украшающие швы, односторонняя гладь).

В двусторонних вышивках рисунок выглядит одинаково с лицевой и изнаночной стороны («роспись», двусторонняя гладь)

Встречаются вышивки, в которых присутствуют и свободные, и счетные швы.

 

 

Узорное ткачество

На территории Беларуси ткачество, первоначально служило лишь для удовлетворения хозяйственных нужд, но с течением времени поднялось до уровня художественного явления. Ткали, в основном, льняное полотно – «нагавичнае», «сарочачнае», «дзяружнае». Шерстяное полотно- сукно [2]. Для белорусского ткачества характерны строгие геометрические узоры: квадрат, ромб, концентрические круги, клетка, полоска и др.

 

Характерные черты ручного народного ткачества:

1) строгая герметичность узоров;

2) ритмичность и уравновешенность отдельных частей;

3) геометризация зооморфных, орнитоморфных, антропоморфных и растительных мотивов;

4) преобладание ромбических мотивов (ромб с отростками, ромб с гребенчатыми сторонами, ромб с угловыми крючками, ромбовая сетка);

5) симметричность орнамента;

6) яркость, звучность колорита;

 

 

Прямолинейность и герметичность орнамента объясняются тем, что техника ткачества и вышивки по счету нитей затрудняла выполнение закругленных линий. Потому, например, мотив круга – «символ солнца» - заменяется квадратом или ромбом [27].

Традиционные белорусские домотканые полотна наделены узнаваемыми чертами этнического своеобразия. В них воплощены художественные параметры белорусской традиции, иными словами «белорусский стиль». Это понятие широко использовалось в начале ХХ в. в практике национально-культурного возрождения Республики Беларусь [35].

 

Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с. ©