Традиционный белорусский женский костюм – уникальное явление в культуре народов Восточной Европы. В нем нашли отражение эстетические идеалы белорусского народа, его образ жизни, социальные эквиваленты. Он отличается, ярко выраженным своеобразием и, сыграл определенную роль в сохранении и упрочении этнического самосознания народа. Костюм наряду с разговорной речью и антропологическим показателями служил стойким определителем, по которому отличали своих, от чужих.
Имея общие корни с украинским и русским народными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст.
В соответствии с историческими, этнокультурными и лингвистическими критериями на территории Белоруссии выделяется шесть историко-этнографических регионов: Поозерье, Понеманье, Центральная Белоруссия, Поднепровье, Западное Полесье, Восточное Полесье.
Большую роль в формировании историко-этнографических регионов Белоруссии сыграли социально-экономические факторы. Границы историко-этнографических ареалов близко соотносятся с границами основных диалектов белорусского языка. С современным административным делением исторически сложившиеся этнографические регионы соотносятся следующим образом:
Поозерье - территория Витебской области (кроме Дубровенского, Оршанского и Толочинского районов), а также часть северных районов Минской области.
Понеманье - в основном территория Гродненской области.
Центральная Белоруссия - территория в центре республики. В основном это Минская область, три района (Глусский, Бобруйский и Осиповичский) Могилевской области и Барановичский и Ляховичский районы Брестской области.
Поднепровье - Дубровенский, Оршанский и Толочинский районы Витебской области, основная часть Могилевской области (без Глусского, Бобруйского и Осиповичского районов) и восточная (до Днепра) часть Гомельской области.
Западное Полесье - основная часть Брестской области (без Барановичского и Ляховичского районов).
Восточное Полесье - остальная часть Гомельской области, западная окраина Брестской области и юго-западная окраина Минской области.
В каждом историко- этнографическом регионе существовали свои традиционные формы одежды – строй.
Строй - традиционный белорусский женский костюм– сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, головного убора, обуви и аксессуаров, который использовался в повседневном, обрядовом и праздничном обиходе. Каждому строю присущи свои локальные особенности: состав костюма, крой, художественно- декоративная отделка, техника исполнения.
На основании литературных источников, музейных экспонатов проведено картографическое исследование и анализ традиционных белорусских женских костюмов. В результате выявлены локальные особенности каждого строя:
Западное Полесье
Кобринский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, пояс, намитка. Вышивка набором. Орнамент заполняет всю верхнюю часть рукава. Композиция орнамента состоит из ритмически повторяющихся горизонтально-вертикальных ритмов простых красных полос либо нескольких узких бордюров красного цвета с тонкими линиями синего или черного цвета. Основная фигура- ромб. Фартук из двух полотнищ. Шов посередине детали. Срезы полотнищ соединяются ажурным швом, выполненным нитью контрастного цвета, который несет нагрузку декоративной отделки.
Костюм леликовской свахи из Кобринского района приобрел статус историко-культурного нематериального наследия Беларуси. Древний женский костюм одевали на свадьбы, он имел особую технологию производства и отличается от обычных костюмов.
Локальные особенности:
Аппликация - обильная. Основной элемент вышивки- стилизованный «глаз»- аппликация из разноцветного сатина. Место расположения: центральная часть переда, верхняя часть рукава, фартук. Головной убор украшен тесьмой, «хохолками» из перьев петуха, разноцветными лентами. На юбке горизонтальные ритмы ярких полосок на красном фоне.
Западное Полесье
Мотальский строй
Локальные особенности:
В состав традиционного белорусского женского комплекса входит рубаха, юбка, фартук, пояс, безрукавка, намитка. Отличается белизной и тонкостью холста. Горизонтально-вертикальные ритмы красных полосок. Пояс. По всему региону Западного Полесья встречаются красные пояса с тонкими полосками белого, желтого, зеленого и, реже, других цветов. Юбка- андарак — красная шерсть с вертикальными полосами. С изнанки по низу юбки-льняной «подподольник». Праздничную юбку- «андарак» гофрировали. В летнем женском костюме узор на рубахе перекликается с узором на юбке. Пояс с «кутасами».
Западное Полесье
Берёзовский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, пояс, наметка. Вышивка набором на рубахе, фартуке, намитке, скиндечке. Орнамент. Горизонтальный ритм красных полосок. Полосы дополнены простым геометрическим браным орнаментом из простых ромбов в позитивном или негативном изображении. Пояс. По всему региону Западного Полесья встречаются красные пояса с тонкими полосками белого, желтого, зеленого и, реже, других цветов. Концы пояса с бахромой, кистями.
Западное Полесье
Малоритский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, пояс, намитка.
Рубаха. Заполнение рукава горизонтальным узором.
Геометрический орнамент в контрастном сочетании натуральных цветов: бело-серых льна. Юбка- бурка. Ткань-самотканая, коричнево-красной орнамент на серебристо- серой шерсти. Фартук имел декоративно-вышитые завязки. Подпоясывали юбки тканым красным поясом. Головной убор- намитка.
Орнамент отличается богатством и сложностью. Мотив - звезды-розетками. Размещение орнамента в одном углу и узорчатые полосы по обоим краям наметки. Технология ткачества «кожушком».
Западное Полесье
Черский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, безрукавка-«гарсет», головной убор- «чилка». Рубаха. Орнамент выполнен в бранной технике или вышивкой набором. Воротник- отложной. Гарсет прилегающего силуэта Богато украшен вышивкой, декоративной строчкой по центральной части, тамбурным швом в сочетании с нашивкой из тесьмы. Застежка двубортная ассиметричная с двумя рядами выразительных пуговиц. Низ «гарсета» -фигурные лепестки.
Юбка. Шерстяное сукно с вертикальным ритмом красных и ярких полос. Фартук. Шерстяное сукно с горизонтальным ритмом ярких полос.
Западное Полесье
Домачевский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, гарсет, головной убор. Характерно стройность приталенного силуэта. Колорит насыщенный, красочно-мажорной. Рубаха. Орнамент, идентичный тканому –«набор». Узоры выстилают лицевую и изнаночную стороны изделия, причем изнаночная сторона дает негативное лицевой изображение.
Юбка. Длина на ладонь выше щиколотки. Гарсет богато украшен на передней части вышивкой, нашивками из лент или тесьмы. Юбка, передник гофрированные.
Западное Полесье
Городнецкий строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, гарсет.
Рубаха. На рубахе, фартуке геометрический орнамент, идентичный тканому выполнен в технике «набор».
Гарсет -короткий, выше линии талии. Украшен вышивкой в технике «свободная гладь», тамбурным швом в сочетании с другими техниками вышивки и нашивками из лент или тесьмы.
Особенностью являлись завязки из шнура с кисточками.
Андарак- красное сукно с вертикальными тонкими полосками, равномерный ритм полос по всей поверхности.
Головной убор- платок «хустка».
Западное Полесье
Березовский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, намитка. Рубаха. Лен- белоснежный. Отделка- геометрический орнамент, идентичный тканому – «набор». Юбка-андарак из четырех полотен. Горизонтальный ритм разноцветных полос на красном фоне. Самая широкая полоса идет по низу, каждая последующая – более узкая. Костюмы, собранные в одном районе, могут сильно различаться. Андарак из деревни Пересудовичи- две синие полоски расположены рядом, а на тех, что ткали в д. Огородниках, синие расположены через белую двойную полоску.
Западное Полесье
Пинско-Ивацевичский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, чепец, платок. Костюму присущи простота форм, чистота линий и силуэта. Рубаха. На рубахе вышивка набором. Горизонтально-вертикальные ритмы красных полосок отсутствуют. Орнамент геометрический растительный. Техника вышивки – крест. Головной убор- чепец ручного вязания крючком. Поверх чепца повязывается платок.
Западное Полесье
Пинский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, намитка. Рубаха. Лен белый, серебристо-серый. Геометрический орнамент, идентичный тканому – «набор» на рубахе, фартуке. Юбка- спадница. Юбка с горизонтальными полосками орнаментального ленточного узора, выполнен красным цветом. Уток- красная нить. Полоски, как и в поясах, за счет введения в основу разноцветных ниток или создавались в процессе ткачества разноцветным утком.
Восточное Полесье
Строи вичинских полян
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, безрукавка, намитка. Геометрический орнамент, идентичный тканому – вышивка «набор» на рубахе, фартуке, наметке. Вышивке, в отдельных деревнях Брестского региона, присуще использование хлопчатобумажных ниток черного или коричнево-красного цвета, своеобразные геометрические композиции в виде широких вертикальных или диагональных полос. Юбка- андарак. Шерсть домотканая. Основной цвет- красный. Отделка- вертикальные яркие желтые полосы.
Восточное Полесье
Лунинецкий строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, намитка.
Рубаха. Белоснежная длинная полотняная рубаха с красно-черным узором на рукаве, полике, манжете. Отделка по низу рубахи вышивка в технике «крест» красно- черного цвета. На воротнике, пазухе растительный геометрический орнамент в технике «крест». Геометрический орнамент, идентичный тканому – «набор», фартуке, наметке. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики. Юбка- андарак. Рисунок-полоска. Будничные юбки однотонные: вишневая, зеленая, синяя, фиолетовая.
Восточное Полесье
Ганцевичский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, безрукавка, намитка. В ансамбле преобладает белый цвет. Геометрический орнамент, идентичный тканому – «набор» на рубахе, фартуке, наметке. Юбка. Ткань: лён/ шерсть. Рисунок: горизонтальная полоска полоска. Юбка и фартук заложены в плиссированные вертикальные складки.
Восточное Полесье
Турово-Мозырский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, безрукавка, наметка. В костюме много современных форм из ситца, сатина в полихромной цветовой гамме. Вышивка на рубахе, фартуке, наметке в технике «крест», преобладают растительные узоры, создающие иллюзию объема. Безрукавка (Гарсет). Отделка на центральной части переда: полихромная вышивка крестик, декоративный, тамбурный шов, машинная строчка, аппликация. Ткань: ситец, сатин. С середины 20 в. рядом с красным ромбическим орнаментом большое распространение получил полихромный орнамент, выполненный несчётной гладью.
Восточное Полесье
Калинковичский строй
Локальные особенности:
Калинковичский строй – одна из вершин искусства белорусского народного костюма. Он торжественно-живописный и в то же время сдержанный, зачаровывает утонченностью вкуса. В ансамбле преобладает белый цвет. Богатая вышивка «набором» на рубахе, фартуке, скиндачке. Преобладает геометрический ромбовидный орнамент. В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, безрукавка, наметка. Особенность: наличие съёмных воротников под названием «брыжы», декорированных кружевом. Безрукавка (Гарсет). Безрукавку вышивали шелковыми и золотыми нитями. Украшали галунами, тесьмой. Обилие съемных украшений: бусы, серьги, кольца, ленты. С 50-60 годах распространилась полихромная вышивка крестиком. Особенность: наличие съёмных воротников, декорированных кружевом. Безрукавка (Гарсет). Прилегающего силуэта с баской. Богатая отделка на центральной части. Безрукавку «Гарсет» богато вышивали. Украшали машинной строчкой, блестка, галунами, тесьмой.
Восточное Полесье
Брагинский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук.
Рубаха длинная богато декорирована на рукавах, манжетах, воротнике- стойке, низу. На соединительных швах- прошивка нитками красного цвета. В ансамбле преобладает белый цвет. Костюм богат разнообразными формами поясной одежды (андарак, панева, пасманник и др.) Много шейных украшений. Характерно использование растительных узоров в орнаменте. Фартук декорирован вышивкой в технике крест. По низу фартука оборка с отделкой кружевом ручной работы.
Основной цвет- красный. Рисунок на ткани - полоски вертикальные.
Восточное Полесье
Ельский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, безрукавка, пояс, фартук. Рубаха, фартук- белоснежный лен. Рубаха длинная, выступает из-под юбки. Вышивка «крестом». Мотив: растительный орнамент в красно-черной гамме. Пояс с украшением на конце. Юбка: шерсть/ лен. Рисунок: крупная клетка. Основной цвет ткани на юбке- красный. По низу юбки широкая горизонтальная полоса контрастного цвета. Характерно, широкая полоса по низу юбки.
Восточное Полесье
Лельчицкий строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, безрукавка, пояс, фартук. Рубаха белоснежная. Вышивка в технике «свободная гладь» на рубахе, фартуке, платке. Мотив: растительный в полихромной гамме. Головной убор- платок «хустка» с бахромой. Юбка декорирована настроченной декоративной тесьмой. Длина юбки до середины икры с отделкой яркой цветной тесьмой по низу изделия. Безрукавка- прилегающего силуэта с яркими вертикальными полосками на центральной части переда.
Центральная Беларусь
Березинский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, пояс, намитка. Вышивка «набором» на рубахе, фартуке, наметке. Юбка «андарак» с плиссировкой. Плиссировка ткани осуществлялась ручным способом. Заметывались мелкие складочки, далее под прессом запекалась ткань в печи. Рисунок: контрастные, равномерно вытканные, яркие горизонтальные полосы на тонкой суконной ткани светлого цвета (бежевая, серая).
Центральная Беларусь
Копыльска- Клецкий строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, безрукавка, чепец (каптур). Вышивка «набором» на рубахе, фартуке. Юбка- «андарак». Уравновешенность теплых и холодных, темных и свежих тонов. Фон изделия всегда дополняет узор, поэтому его цвет подчеркивает ритмичность повторения каждого отдельного мотива. Праздничная юбка «понёва» шилась из дорогой и тонкой шерсти. Они были в большинстве своем более длиннее, чем будничные. Гармоничную уравновешенность придает красный чепец, зеленый или темно-синий корсет, радужные переливы юбки «андарака», простота и ясность орнамента.
Центральная Беларусь
Пухавицкий строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, безрукавка, головной убор девушки- «скиндеча». Стройность и вытянутость линий.
Вышивка «набором» на рубахе, фартуке, головном уборе. Орнаментальные узоры впечатляют своей разновидностью и разнообразностью мотивов и символов. Юбка -"андарак". Тонкая домотканая шерсть. Рисунок: горизонтальные полосы яркого цвета.
Центральная Беларусь
Любаньский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, безрукавка, пояс, намитка.
Безрукавка «Гарсет» выполнен из ткани с ярким рисунком (цветы). В качестве декоративной ткани использовали ткань под названием «шалиноука». Юбка- «андарак». Тонкая шерсть светлого цвета с узкими, яркими горизонтальными полосками по низу юбки. Отделка-плиссировка вертикальная. Заметывались мелкие складочки, далее под прессом запекалась ткань в печи. Юбка- «панева». Единственным украшением будничной понёвы мог быть цветной шнур или узкая тесемка, которые нашивались по краю подола и краям полок.
Центральная Беларусь
Молодеческий строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, жакет -«жакетка», головной убор- «каптур». Юбка - «андарак». Ткань- яркая домотканая шерсть с разноцветными горизонтальными полосками. Праздничные юбки шились из дорогой и тонкой шерсти. Они были в большинстве своем более длиннее, чем повседневные. Фартук темный с лаконичным декором. Фартук из темной шерсти с декоративной отделкой в виде растительного зигзагообразного орнамента. Отделка выполнена в технике вышивки. Головной убор- «каптур».
Центральная Беларусь
Слуцкий строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, пояс, безрукавка, головной убор- «косынка». Образная система Слуцкого строя - в больших головных уборах (косынка, повязанная специальным способом). Длинная, темная безрукавка «гарсэт». Почти полное отсутствие узорного ткачества и вышивки. Юбка «андарак» из тонкой шерсти, плиссированная.
Центральная Беларусь
Вилейский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, пояс, жакет- «бурнос», головной убор- «каптур». Вышивка не играет большой роли в Вилейском наряде, где народные мастера как можно полнее использовали природные качества льна, сукна или магазинных тканей. Заметными частями одежды были здесь бархатный или шелковый чепец и суконный «бурнос».
Центральная Беларусь
Ляхвицкий строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, безрукавка, головной убор-«плат».
Ляховичский строй впечатляет оригинальностью и красочностью женских головных уборов («падвічка», «повойник» или платок, отделанная пучками зелени, букетами цветов) сочно-напряженными цветами юбок "андаракаў» и юбок-«выбіванак», разнообразным убранством на груди, шее, спине (бисер, ленты, иконки).
Центральная Беларусь
Стародорожский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, безрукавка, намитка.
Белоснежная рубаха, фартук, намитка. Безрукавка- «Гарсет» прилегающего силуэта. Идеально подчёркивает женскую фигуру. Декорирован контрастной тесьмой. Юбка «андарак». Домотканое или фабричное тонкое сукно. Рисунок «клетка». Основной цвет – красный.
Понеманье
Волковысско- Коменецкий строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, каптур. Крой костюма идеально соответствует человеческой фигуре.
Динамичность художественного образа достигается каскадом вертикальных зафиксированных складок юбки «андарака», свитки. Рубаха из выбеленного холста. Фартук из суконной ткани с вертикально направленными полосами и плиссировкой. Юбка с горизонтальными полосками, яркого контрастного цвета и плиссировкой. Наплечные покрывала представляли собой кусок ткани размером 60-80х100-130 см, который иногда застегивался фибулой.
Понеманье
Новогрудский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, пояс, платок.
Рубаха-«гарсовка». Умеренный объем, деликатная отделка. Безрукавка -«гарсэт» черное сукно с фалдами баски, короткая облегающая куртка из белого сукна (жакетка). В отделке соблюдается своеобразный ритм и масштаб деталей.
Понеманье
Мостовский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, платок «хустка». Мостовский строй соединяет сочность цветов темно-синей или малиновой юбки- «андарака» с относительно бедной разработкой орнамента. Выразительная часть костюма- короткая куртка «катанка» (разновидность свиты). Выполнена из домотканой шерсти натурального цвета с отделкой в виде широкой окантовки из контрастной ткани.
Понеманье
Дисенский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, фартук, пояс, платок.
Нарядная юбка «понёва» с полосами узорного тканья. Украшения располагались горизонтальными полосами, закрывая иногда почти всю ткань юбки -«понёвы». Особенное внимание при украшении уделялось месту соединения полотнищ понёвы. Вертикальные швы украшали вышивкой гладью цветным гарусом. Особенно богато украшались понёвы молодых женщин.
Наддвинье
Дубровеньский строй
Локальные особенности:
В состав первого комплекса входит рубаха, юбка, льняной фартук, безрукавка из сукна с белым коленкором, платок «платок».
Более поздний комплекс: рубаха, юбка с пришитым лифом- «кабат» и пояс. Красно-бордовый цвет вышивок часто дополняется голубым и желтым. Вышивка набором на рубахе, фартуке. Вышивка с наиболее древним -двусторонним швом «роспись».
Наддвинье
Дубровеньско- Шкловский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит: рубаха, фартук, юбка «андарак», безрукавка. Вышивка часто была многоцветной.
Выборное ткачество выборных тканей изготовлена из хлопчатобумажных ниток белого и красного цвета. Были распространены выборные ткани с полихромным узором, в котором использованы нитки разных сортов и качества. Синий, голубой, желтый, розовый, лиловый, зеленый цвет узорных элементов составляет выразительную особенность выборных тканей.
Наддвинье
Лепельский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, льняной фартук, безрукавка,головной убор «каруна». Комплекс характеризуется сочетанием белого, голубого, охристо-желтого и черного цветов в однотонных или пестротканых юбках. На рубахе скромный декор с мелким ромбо-геометрическим орнаментом. Узкие тканые полоски красно-черного цвета на рукавах и плечевых вставках «поликах». Юбка голубовато-белого, сине-фиолетового, охристо-красного цвета. Длина юбки до щиколотки. Застёжка на пуговицу и навесную петлю.
Декор-узорное ткачество, вышивка, мережка. Наметка – головной убор рушникового типа.
Поозерье
Строй Витебско-Смоленского
пограничья
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка, льняной фартук, безрукавка- «гарсет», намитка.
Безрукавка «Гарсет» А –образного силуэта спереди. Расклешенный сзади за счет клиньев в боковых швах. Отделка тесьма по борту, низу. Юбка в активную, контрастную клетку. Самобытностью выделяется характерная вышивка Поозерья, белая или красно-белая мережка, вышивка с геометрическим мотивом. Любовь к голубому цвету и мелкой клетке у поясной одежды. Второй комплекс – «сарафан» безрукавка с пришитой юбки.
Поднепровье
Неглюбский строй
Локальные особенности:
В состав комплекса входит рубаха, юбка- «панева», фартук, безрукавка- «гарсет», (типа плахты), девичья юбка- «калышка», головной убор «платок».
Рубаха. На белоснежной рубахе ритмические повторы простых красных полос. Активное заполнение рукава вертикально- горизонтальным узором. Низ рубахи обрамлён вышивкой в форме горизонтальной полосы. На задней части по низу рубахи вертикально выполнена вышивка с двух сторон.
Юбка- «панева». Носили с подворотом задней части юбки за пояс. Важной особенностью является, чтобы нижний свисающий угол совпадал с верхним краем вышивки на рубахе. Широкий пояс выполнен в специальной технике плетения. Низ пояса украшала бахрома с «пуплами». В летних костюмах встречается чёрный и белый колорит. Головной убор «платок». Тканый платок с орнаментом, завязывался на мотив восточного тюрбана.
Поднепровье
Краснопольский строй
Локальные особенности:
В состав первого комплекса входит рубаха, юбка- «андарак», фартук, безрукавка- «гарсет». Комплекс характерен богатством композиционно-орнаментальных решений. В состав второго комплекса входит рубаха, сарафан, фартук, безрукавка- «гарсет». Рубаха обычно с кокеткой. Пышные рукава рубахи собраны на мелкую фестончатую сборку- «пуплы» и пришиты к полику. Комплекс с юбкой и пришитым лифом напоминает сарафан. Вышивка набором на рубахе, фартуке розы с листьями в красно- черной гамме.
Поднепровье
Могилевский строй
Локальные особенности:
В состав первого комплекса входит рубаха, юбка- «андарак», фартук, наметка. Комплекс характерен богатством композиционно-орнаментальных решений. В состав второго комплекса входит рубаха, сарафан, фартук, безрукавка- «гарсет». Рубаха обычно с кокеткой, комплекс с юбкой и пришитым лифом напоминает сарафан. Вышивка набором на рубахе, фартуке.
Живописно повивался головной убор- «наметка» и домотканые платки. Региональная особенность – оформление края фартуков, манжет, воротников, платков красной или бело- красной бахромой, которую специально ткали или плели.
Поднепровье
Буда- Кошелёвский строй
Локальные особенности:
В состав первого комплекса входит рубаха, юбка- «андарак», юбка- «панева», фартук, безрукавка- «гарсет». Характерно: отличается белым или черным цветом вышивок, интенсивной гофрировкой, ажурной вышивкой. Широкие рукава рубахи.
Безрукавка-«гарсэт» из не декорированного черного сукна создает выразительный силуэт костюма. Чёрный и белый колорит наиболее часто встречается в летних костюмах. Рубаха черного цвета с яркой вышивкой.
Поднепровье
Житковичский строй
Локальные особенности:
В состав первого комплекса входит рубаха, юбка- «андарак», юбка- «панева», фартук, безрукавка- «гарсет». Рубаха белоснежная, длинная выступает за подол юбки. Вышивка в технике «свободная гладь» на рубахе, фартуке, платке. Мотив: растительный в полихромной гамме. Безрукавка- «гарсет». Безрукавка прилегающего силуэта из яркой дорогой ткани, отделка вышивка, аппликация, декоративные швы.
Юбка из суконной ткани в клетку. Длина юбки до середины икры.
Поднепровье
Мстиславский строй
Локальные особенности:
В состав первого комплекса входит рубаха, юбка- «андарак», юбка- «панева», фартук, безрукавка- «гарсет». Вышивка набором на рубахе, фартуке.
Нарядная юбка «понёва» украшалась цветным гарусом, полосами узорного тканья, серебряным кружевом, позументом, тесьмой, шнуром, блестками и т. п. Украшения располагались горизонтальными полосами, закрывая иногда почти всю ткань понёвы. Особенное внимание при украшении уделялось месту соединения полотнищ юбки- «понёвы».
Юбка- «андарак» домотканого сукна с вертикальными полосами на красном фоне.
Поднепровье
Добрушский строй
Локальные особенности:
В состав первого комплекса входит рубаха, юбка- «андарак», юбка- «панева», фартук, безрукавка- «карсетка». Вышивка набором на рубахе, фартуке, намитке.
Безрукавка- «карсетка» черного цвета, А- образного силуэта с вышитым декором по верхнему борту.
Юбка- «андарак» домотканого сукна с горизонтальными красными полосами на синем фоне. Выборная техника ткачества- техника. Фартук льняной с отделкой ленточным орнаментом красного цвета.
Поднепровье
Рогачёвский строй
Локальные особенности:
В состав первого комплекса входит рубаха, юбка- «андарак», юбка- «панева», фартук, безрукавка- «гарсет».
Белоснежная рубаха, фартук, головной убор. Безрукавка- «гарсет» черного цвета прилегающего силуэта. Отделочная контрастная тесьма по горловине, борту. Застежка- двубортная на пуговицы.
Юбка-«андарак» домотканое сукно. Рисунок- клетка. Основной цвет ткани- красный.
Региональные и локальные особенности комплексов традиционного белорусского женского костюма
В результате исследования традиционного белорусского женского костюма установлено, что состав изделий женского комплекта и художественно- декоративное оформление отличался в зависимости от географического расположения, возраста, семейного положения. Наиболее ярко это проявилось в женских головных уборах, что представлено на рисунке. Рисунок 2.16 – Фасоны головных уборов в традиционном белорусском женском костюме (середина XIX — середина XX вв.). (у девушек – «вянок», «ленты», «скіндачка», «кубачак» и др., у замужней женщины – «намітка», «хустка», «каптур», «чапец», «галавачка». «кубак», и др.).
Западное Полесье характеризуется локальными художественными особенности неизвестные в других регионах Беларуси, например, тяжелая из шерсти юбка - “бурка”, обрядовый строй свахи с головным убором “рожки” или “ кветкі” украшенный пучками крашеных перьев и др. Для поясной одежды характерны красные шерстяные андараки (юбки) с вертикальными или горизонтальными полосами. Пояса Западного Полесья выполнены из шерсти и отличаются от поясов других регионов характерным полосатым узором. Красные пояса с тонкими полосками белого, желтого, зеленого и, реже, других цветов ткали на станке или на бердечке. Разноцветные полосы получались за счет использования разноцветных ниток в основе. Основу орнаментального узора в отделке костюма составляет поперечно - полосатая композиция из мелкоузорных геометрических мотивов красного орнамента с незначительным добавлением чёрного или синего цвета. Используется древний способ украшения полотняной одежды (рубахи, фартуки) – полоски, затканные однотонными красными нитками. В вышивке преобладает вышивка набором. Украшение рубахи вышивкой только черными нитками встречается в Мотольском, Домачевском, Малоритском, Кобринском, Пинско - Ивацевичском строях. Пинско-Ивацевичский строй традиционного костюма характеризуются общими художественными признаками и техникой выполнения. Они представляют собой единый в художественно-стилистическом отношении ареальный комплекс тканей с полосатым декором красного цвета, в котором отсутствует геометрический орнамент.
Восточное Полесье образно-пластическими особенностями одежды оно близко к Центральной Беларуси и Поднепровью. В женской одежде востока Беларуси преобладает белый цвет. Тут даже вышивали белыми нитками на белом фоне. Своеобразную фантастичность Давид-Городокскому-Туровскому комплексу придавал оригинальный женский головной убор - «галавачка». Характерная особенность, богатство украшений - тканых, вышитых, нашивных, дополнительных съемных декоративных элементов (бусы, серьги, кольца, ленты). Наличие на рубахе съемных воротников, выполненных в различных техниках кружево, тканые, с вышивкой, комбинированные. Преобладает растительный узор в орнаменте. (Брагинский, Турово-Мозырьский, Давид-Городокский-Туровский, Калинковичский строй).
В Центральной Беларуси выявляется сдержанность в отделке костюма, наблюдается внутренняя цельность, готическая монументальность и тонкая выразительность ансамбля. (Пуховичский, Слуцкий, Ляховичский, Вилейский, Копыльско-Клецкий “строі”). Представительницы католического вероисповедания предпочитали более сдержанный колорит в одежде. Для праздничного костюма использовали покупные ткани и шили его в соответствии с тенденциями городской моды.
В Понеманье наблюдается склонность в поясной одежде к холодным оттенкам: синий, фиолетовый и др. Распространение получила накидка- большой платок из домотканой шерсти с кистями. На костюм оказывает влияние городская мода. (Волковысско-Каменецкий, Новогрудский, Мостовский строй).
Наддвинье. Наблюдается использование тканей с ручной набойкой. В поясной одежде преобладает голубой цвет и узор в мелкую клетку. Основным является комплекс с пришивным лифом, в некоторых районах – сарафан. Обязательно фартук (Дубровенский и Лепельский строй).
Поднепровье - соседство трех братских народов – белорусов, русских, украинцев способствовал созданию смешанных типов костюма. Здесь раньше всех закрепились техники узорчатого ткачества, вышивки (вышивка гладью, тамбурный шов). В орнаменте встречаются мотивы дерева жизни, пальметы. Вышивка красного, или красно-черного цвета соседствует с ахроматические гаммой белого. Черный орнамент на серебристо-белом фоне полотна. (Могилевский, Буда-Кошелевский, Краснопольский, Неглюбский строй). Наблюдается увеличение массы красного цвета в орнаментации наблюдается в зонах этнокультурного пограничья Беларуси с Украиной и Россией (Могилевское и Гомельское Поднепровье). На основе исследования женского костюма с учетом региональных особенностей установлено, что силуэт в традиционном белорусском женском костюме имеет определенные формы: трапециевидный, овальный, прямоугольный. На рисунке 2.2. представлены силуэты традиционного белорусского женского костюма.
Самобытность традиционного белорусского женского костюма определяют такие характеристики как: виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание обилия декоративных элементов с продуманной практической функцией. Художественный образ белорусского народного женского костюма усложняется обязательными орнаментальными украшениями на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Отличается богатством техник оформления: вышивка, узорное ткачество, кружево, аппликация, др.
На основании проведенного исследования народного женского костюма с учетом локальных особенностей установлено, что формирование таковых началось во времена средневековья. К концу XIX - началу XX веков облик традиционный белорусский женский костюм устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Одна из важнейших характеристик традиционного белорусского народного костюма – необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, ее форму. Отдельные атрибуты традиционного народного женского костюма восходят к языческим корням, в них сохранились архаические черты, например, геометрический орнамент и полосатый декор [10]. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времен. Не смотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.
Традиционный белорусский женский костюм более разнообразен, чем мужской, кроме того, он богаче декорирован. Исторические материалы свидетельствуют о том, что внешний вид женщины строго соответствовал установленным правилам. На характер женского костюма влияли: социальный статус женщины, возраст, семейное положение, место жительства, принадлежность тому или иному роду, конфессиональная принадлежность.
На основе исследования традиционного белорусского женского костюма установлено, что существуют следующие типы костюма-образа: девочки, девушки, костюм невесты, костюм молодой женщины после замужества, костюм женщины после рождения ребенка, вдова, костюм пожилой женщины. Объединяющим и основным элементом в традиционном белорусском женском костюме всех строев не зависимо от возраста является рубаха. В зависимости от того с чем женщины носили рубаху выявлено пять основных комплексов:
1). Рубаха с юбкой и фартуком;
2). Рубаха с юбкой, фартуком и безрукавкой;
3). Рубаха с юбкой с притачным лифом (сарафан) и фартуком;
4). Рубаха с юбкой, фартуком и поясом;
5). Рубаха+ с распашной юбкой, фартуком, безрукавкой и поясом;
В ходе историко- картографического исследования традиционного белорусского женского костюма [10, 19, 20, 23, 38] установлено, что первых два комплекса встречались на всей территории Беларуси, два последних на восточных и северо- восточных районах, пятый комплекс с юбкой- панёвой распространен на пограничной территории с Украиной. Классификация белорусских народных комплексов женской одежды представлена на
рисунке 2.3 – Классификация белорусских народных комплексов традиционного белорусского женского костюма.
- На основе проведенного исследования и анализа выявлено, что традиционный белорусский женский костюм, прошедший в своём развитии долгий путь, тесно связан с историей и эстетическими взглядами белорусской женщины. Основная ценность белорусского женского костюма состоит в его предельной функциональности, логике форм и конструкций, рациональности, целесообразности и в то же время в многообразии вариантов внешнего вида за счет различных приемов декора, техник исполнения.
- На основании проведенного исследования традиционного белорусского женского костюма с учетом локальных особенностей установлено, что формирование таковых началось во времена средневековья. К концу XIX - началу XX веков его облик устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Одна из важнейших характеристик–устойчивость традиции. Долгое время сохранялся неизменным крой некоторых предметов одежды, ее форма. Отдельные атрибуты традиционного белорусского женского костюма восходят к языческим корням, в них сохранились архаические черты, например, геометрический орнамент, цвет и полосатый декор.
- Технологии изготовления тканей сохранились с древнейших времен. Характерным рисунком тканей для женских юбок - полосатый и клетчатый узор в зависимости от региона изменяется его колористическое решение, направление полос и сочетание их по ширине. Конструкция юбки – прямоугольник, из различного количества полотен материала. Формообразующим элементом плечевой и поясной одежды, таких как рубахи, юбки служит складка, сборка. Формообразующим элементом безрукавки являются конструктивные линии и элементы, позволяющие формировать прилегающий силуэт издели
- Национальное своеобразие, высокий художественный уровень белорусского народного женского костюма конца XIX — начала XX вв. позволяет ему занимать достойное место в традиционной культуре народов Европы. Он является уникальным памятником материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Он имеет тесную связь с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками белорусской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое. Женский народный костюм становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.
© Автор статьи: Надежда Химдиат
Источник: Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с.
При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны.
Заказать любимое © платье возможно на сайте: www.linenby.by
Заказать любимое © платье с учетом индивидуальных предпочтений возможно в нашем Цифровом ателье.
ФОТОРЯД ПО ТЕМЕ
Л. Борозна- Калинковичский-строй
Нейросеть Midjourney в помощь художнику
Региональные особенности художественно-декоративного оформления белорусских народных тканей для одежды
комментарии