Первой в мировой практике к моделированию одежды на основе традиционного традиционного костюма обратилась в 1920-е годы Н.П. Ламанова. Она сформировала особенный и неповторимый стиль, ставший лучшим примером переосмысления роли народного творчества в промышленном масштабе. В национальном русском костюме Н.П. Ламанову привлекла целесообразность и упрощенность кроя, безотходность и дешевизна производства, что полностью соответствовало реальным требованиям того времени [1]. Важная роль этнического костюма в современном проектировании отмечена в трудах Ф.М. Пармона [8]. Особое внимание он уделяет использованию этнических мотивов в проектировании современного костюма, в том числе и разработке методики создания информационной базы конструкций и композиций элементов русского народного костюма.
Модели Н.П. Ламановой из «Женского журнала» №2, 1926 год
Расторгуев Л.Н. делал попытки в области разработки методологии проектирования современной одежды, на основе национальных традиций народов Якутии, с учетом разработанной концептуальной модели процесса проектирования, а также междисциплинарных системных исследований национального костюма, проведенных в историко- генетическом контексте и современных технологий [2]. Джахмишева И.Ш. предложила классификацию ассортимента, внешней формы, конструкции и орнаментальных мотивов традиционной женской одежды Северного Кавказа [3]. Шильбедаева Л.К. провела исследование казахского народного костюма, на основании которого разработана методика проектирования современной одежды [4]. Подобно другим видам народного искусства народный костюм несет на себе яркий отпечаток обще этнической и локальной принадлежности, отражая тем самым историю развития народа в целом и его отдельных групп. Поэтому результаты его исследования дают возможность осветить некоторые вопросы этнокультурной истории народа.
Исследование закономерностей развития традиционного белорусского женского костюма имеет немаловажное значение и для создания более полной картины отдельных форм традиционной материальной и духовной культуры белорусского народа. Поставленные проблемы приобретают актуальность для белорусской этнографии. В настоящее время в распоряжении исследователей имеется довольно обширный круг публикаций, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы изучения традиционного белорусского женского костюма. С середины XIX в. народное искусство становится объектом пристального внимания исследователей, но сведения о белорусском народном костюме белорусов разбросаны по многочисленным статьям, публикациям и документам. В начале XX в. возрос интерес широкой общественности к национальной культуре, историческому прошлому. Первым стал изучать белорусский народный костюм как феномен художественной культуры М. Ф. Романюк. Альбом " Белорусская народная одежда " [9], содержит около 500 фотографий белорусов в традиционных костюмах, которые были сделаны автором в экспедициях или найдены в архивах. С каждым годом ценность этого альбома возрастает, так как носителей традиций народного костюма становится все меньше.
М. Романюк. Давид-Городокско-Туровский строй
Важным теоретическим ориентирам явилось изучение обобщающих трудов советских ученых этнографов, посвященных теоретическому осмыслению общих закономерностей развития культуры в целом и складывания ее специфических черт; проблемам этногенеза и этнической истории советских народов; задачам исследования взаимовлияния культур; роли традиций и инноваций; вопросам формирования научных концепций и направлений. Это исследования Ю.В. Бромлея [60], С.А. Токарева [61], К.В. Чистова [62]. Немаловажное значение в изучении традиционного белорусского народного костюма имели работы ведущих советских исследователей народного искусства: А. Канцедикаса [64], В.М. Василенко [73], Б.М. Берштейн [52], М.А. Некрасовой [74]. Анализ данных работ позволил уяснить основополагающую черту белорусского народного искусства — синкретичность, понимаемую не только как наличие взаимосвязей между различными видами народного творчества, но как совокупность материальной и духовной деятельности, показал неразрывность связей народного искусства с социальными, экономическими, духовно-нравственными и эстетическими проблемами.
Значительный материал по этнографии белорусского народа был собран в начале XX в. Существенное место отведено описанию традиционного костюма и его украшающих элементов в Ш вып. "Белорусского сборника" Е.Р. Романова [67]. Такие ученые как В.М. Привалова [69], Я.М. Сахута [65], М.С. Кацер [68] в своих трудах большое внимание уделили ТНК, исследованию орнамента и его семиотическому содержанию. JI. А. Молчанова в монографии о материальной культуре белорусов третью главу посвятила крестьянской одежде, головным уборам и обуви XIX-XX вв. [66]. Эти первые принципиально значимые исследования, в то же время, носят описательный характер: они дают характеристику видов, форм, кроя, особенностей декора, изготовления традиционного костюма, но практически не раскрывают его семантику. В 1981 г. вышла вторая монография JI. А. Молчановой «Очерки материальной культуры белорусов XVI-XVIII вв.», в которой автор рассматривает жилище, питание, одежду и обувь XVI-XVIII вв. Книга богато иллюстрирована, впрочем, большая часть иллюстраций относится к полякам. Это первое исследование, специально посвященное одежде XVI-XVIII вв.
Маслова Г.С. в книге «Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX-нач. XX вв.» [76], достаточно доступно и интересно описала детали костюма, технологию изготовления и правила ношения того или иного предмета одежды.
Дучиц Л.В. в книге «Касцюм жыхароў Беларусi X-XIII ст.» [70] описала виды женской одежды, различия ее в зависимости от социального статуса и материального положения, пола и возраста. В последние годы интерес к традиционной одежде белорусов значительно возрос. Появились новые исследования и издания, посвященные различным аспектам данной проблемы таких авторов как В. М. Бялявина, Л. В., Ракова [71], М.Н. Винникава, П. А. Богдан [72], О. А. Лобачевская , З. И. Зимина [12], Л. И. Маленко [75].
Впервые эволюцию одежды основных социально-сословных групп городского и сельского населения Беларуси с раннего средневековья до современности проследили ученые-этнологи В. М. Белявина и Л. В. Ракова в фундаментальной работе «Белорусский костюм» [71]. В ходе совершенствования методологии исследований расширяется спектр знаний, затрагиваются вопросы символики и генезиса различных элементов белорусской народной одежды. Исследованием традиционного белорусского костюма занимались О.А. Лобачевская [47], З. И. Зимина. Их книга «Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы» [12] содержит обширный материал и подробные инструкции по крою женской и мужской белорусской народной одежды, а также примеры вышивки и декоративных швов. Автор Фадеева О.Е. в научном труде «Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности.» осветила вопрос традиционной белорусской вышивке конца XIX - начало XX в. [63]. Тема традиционного белорусского текстиля широко освещена в научных трудах Винниковой М. Н. «Народное узорное ткачество Беларуси конца ХІХ – начала ХХ века» и др. [43, 44, 45]. Народный строй белорусов ярко представлен в богато иллюстрированном альбоме М. Н. Винникавой, П.А. Богдан «Традиционный белорусский костюм: альбом.» [72]. Альбом знакомит с ярким художественным явлением этнической белорусской культуры - традиционным крестьянским костюмом, его региональными и местными особенностями.
Традиционный белорусский костюм является важным наследием прошлого нашей страны. Он несет в себе культурное богатство и веками накопленные знания народных мастеров. Сегодня важна роль изучения традиционного белорусского женского костюма, выявление его конструктивных и художественных решений, применение этих знаний в условиях новых технологий и оборудования в современном дизайн-проектировании женской одежды. Используя традиционный белорусский женский костюм, как источник вдохновения есть возможность объединить современную моду и историю нашей страны, в результате получить неповторимые по своей красоте изделия. Таким образом, костюм как предмет бытового назначения и как объект сохранения и передачи социокультурных традиций был тщательно изучен в XX веке. Но следует отметить, что в достаточной степени не раскрыта проблема генезиса и становления основных форм традиционного белорусского народного женского костюма. Существует общая классификация характерных костюмов-образов, однако недостаточно работ аналитического характера по каждому локальному комплексу традиционного белорусского женского костюма, в которых были бы выявлены особенности художественно-композиционной структуры.
В результате изучения специальной литературы по теме диссертации "Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды" выявлено, что традиционный белорусский женский костюм как предмет бытового назначения и как объект сохранения и передачи социокультурных традиций был тщательно изучен в XX веке. Но следует отметить, что в достаточной степени не раскрыта проблема генезиса и становления основных форм традиционного белорусского народного женского костюма. Существует общая классификация характерных костюмов-образов, однако недостаточно работ аналитического характера по каждому локальному комплексу традиционного белорусского женского костюма, в которых были бы выявлены особенности художественно-композиционной структуры.
Прежде, чем создавать современную женскую одежду по мотивам традиционного костюма, необходимо тщательно исследовать первоисточник, стараясь войти в самую суть структуры всего комплекса: элементов костюма, ткани, орнамента, вышивки, узорного ткачества, особенности колорита, осмыслить принципы кроя, традиционные принципы расположения вышивки и др.
В ходе изучения и анализа специальной литературы, научных трудов белорусских ученых, таких как Винникова М.Н., Лобачевская О.А., Богдан П.А., Бохан Е.С., и др., а также исследование аутентичных высокохудожественных образцов традиционного женского костюма представленных в музеях, фондах, архивах Беларуси, таких как: Национальный музей истории и культуры Беларуси, Музея древнебелорусской культуры ИИЭФ НАН Беларуси НП РУП «Скарбница» и др. внесло неоценимый вклад как в теоретическую, так и в практическую часть моей научной работы на тему: "Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды".
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Насрутинова, Л.Н., Матевосян А.С. Роль национального костюма в современном дизайн-проектировании // Л.Н. Насрутинова, А.С. Матевосян. Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2016. № 6 (28). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/3301 (дата обращения: 18.12.2017).
2. Расторгуев, Л.Н. Методология современной одежды на основе национальных традиций народов Якутии / Л.Н. Расторгуев. Дисс. Д.т.н. М., 1999. – 432с.
3. Джахмишева И.Ш. Разработка метода формирования рациональной структуры ассортимента, форм и конструкции женской одежды народов Северного Кавказа. Дисс. К.т.н. М., 200. – 177 с.
4. Шильбедаева, Л.К. Разработка методика проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма. Дисс. К.т.н. Алма-Ата, 2004 -136 с.
5. Корр. БЕЛТА. /belta.by /Американский рэпер Snoop Dogg выпустил дизайнерскую линию вещей с белорусским орнаментом: [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа : https://www.belta.by/kaleidoscope/view/amerikanskij-reper-snoop-dogg-vypustil-dizajnerskuju-liniju-veschej-s-belorusskim-ornamentom-57996-2014 (дата обращения:11.12.2017).
6. Коллекции. Весна-лето 2015 / Couture / Неделя моды: Париж Valentino [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа : https://www.vogue.ru/collection/springsummer2015/couture/paris/Valentino / (дата обращения 16.12.2017).
7. Посольство Республики Беларусь в Аргентинской Республике / В Беларуси набирают популярность одежда и аксессуары в национальном стиле [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http://argentina.mfa.gov.by/ru/embassy/news/d921c8bfaa3c8e2f.html (дата обращения 15.10.2018).
8. Пармон, Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский / Ф. М. Пармон – М.: Легпромбытиздат, 1994. - 269 с.
9. Романюк, М.Ф. Фотоальбом по народной одежде / М.Ф. Романюк. –Издательство: Минск : Беларусь, 1981. – 317с.
10. Лобачевская, О. А. Белорусский народный текстиль: традиции и художественные новации в ХХ веке / дис. … док. искусствоведения :17.00.09 / О.А. Лобачевская. – Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2014 – 321 л.
11. Электронный ресурс: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17956 Дата обращения (08.02. 2017г)
12. Лобачевская, О.А. Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы / О.А. Лобачевская, З.И. Зимина. – Минск: Беларуская навука, 2009. – 279 с.
13. Тюрин, П.Т. Формообразовательские задачи по методу отраженного трансформирования / П.Т. Тюрин. – Рига : МИПКСНХ Латв ССР , 1987. – 36 с.
14. Кацар, М.С. Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка / М.С. Кацар. – Бел. Энцыкл. імя П. Броўкі, 1996. – 208с.
15. Курилович, А.Н. Белорусское народное ткачество/ А.Н. Курилович. – Мн.: Наука и техника, 1981. – 120 с.
16. Рак, Р.П. Народнае ткацтва Бабруйскай акругi / Р.П. Рак– Минск, – Зап. аддз. прыроды i нар. гаспадаркi Беларус. акад. навук. 1929. – Т. II. –163–229 с.
17. Боряк, Е.А. Традиционные знания, обряды и верования славян, связанные с ткачеством (сер. ХХ – нач. ХХ в.): автореф. дис. канд. ист. наук / Е.А. Боряк. – Л., 1989. – 18 с.
18. Козлович, В. Андарак вернулся в строй / В. Козлович // Совецкая беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа : https://www.sb.by/articles/andarak-vernulsya-v-stroy.html (Дата доступа 15.11.2018г.).
19. Віннікава, М.Н Гарсэт, кабат, шнуроўка: безрукаўка ў беларускім народным адзенні / М.Н Віннікава. – Мінск : Медысонт, 2010. – 64 с.
20.Віннікава М. М. Народны касцюм і тэкстыль / Віннікава М. М., Богдан П. А. – Мінск: Беларусь, 2012. – 263с.
21. Віннікава, М.М. Спосабы павязвання пояса ў народным касцюме беларусаў / М.М. Віннікава // Народныя паясы – мастацтва і рамяство: матэрыялы навук.-практ. канф., Мінск, 10–11 снежня 1992 г. / Беларус. ін-т праблем культуры; уклад. В.А. Лабачэўская. – Мінск, 1994. – 20–33 с.
22. МДБК – собрание Музея древнебелорусской культуры государственного научного учреждения «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, Беларусь.
23. ПМБ 2008 – архив НП УП «Скарбница» из д. Красный Бор, Перевоз Михалевский, Устье Березинского района Минской области. Республика Беларусь. 2008. Архив Богдан П. А.
24. ПМВ 2003 – архив НП УП «Скарбница» из д. Якшицы Березинского района Минской области. Республика Беларусь. 2003. Архив Винниковой М. Н.
25. Сикорска-Кулеш, И. Женщина в семье литовско-белорусской мелкпоместной шляхты ХIX в. Женщины на краю Европы / И. Сикорска-Кулеш / под ред. Е. Гаповой. – Минск : ЕГУ, 2003. – 62–73 с.
26. Никифоровский, Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности / Н.Я. Никифоровский. – Витебск : Губерн. тип., 1895. – 552 с.
27. Бернштам, Т.А. Хитро-мудро рукодельице (вышивка-шитье в символике девичьего совершеннолетия у восточных славян) / Т.А. Бернштам // Женщина и вещественный мир культуры народов России и Европы (Сборник МАЭ, т. XLVII) / сост.: Л.С. Лаврентьева, Т.Б. Щепанская. – СПб. : Петерб. Востоковедение, 1999. – 190–294 с.
28. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / Белорусский орнамент: Ткачество. Вышивка.» Автор: Кацар М.С., Жанр: Этнография. Минск : Бел. Энцыкл. імя Петруся Броўкі,1996. – 208 с.
29. Привалова, В. М. Орнаментальная культура. Аналитический обзор символов и знаков геометрического орнамента в антропологической картине мира / В. М. Привалова. – Изв. Самарского науч. Центра РАН. – 2010. – Т. 12. – No3. – 255–263 с.
30. Бохан, Е.С. Структура композиционного построения в белорусском традиционном орнаменте. Вопросы искусствознания, этнологии и фольклористики. Выпуск 10 // Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы НАН Беларуси; наук. Ред. А.И. Лакотка. - Минск: Право и экономика, 2011. – 493-499 с.
31. Виниченко, И.В. Разработка рекомендаций к использованию ретроспективного анализа конструктивного решения национального костюма при проектировании современной одежды // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-1. – 8-11 с.
32. Шершнёва, Л.П. Качество одежды / Л. П. Шешнева. – М.: Легпромбытиздат, 1985. – 192 с.
33. Рахманкулова, Г.И., Кузьмина К.М. Народные традиции в современной одежде // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XXVI междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 11.
34. Рак, Р.П. Народнае ткацтва Бабруйскай акругi / Р.П. Рак. – Зап. аддз. прыроды i нар. гаспадаркi Беларус. акад. навук. – Минск, 1929. – Т. II. – 163–229 с.
35. Иванова, И.Ю. Образ в искусстве орнамента: автореф. дис…канд. искусствовед. / И.Ю. Иванова ; Акад. переподготовки работников искусства, культуры, туризма. – М., 2004. – 27 с.
36. Архив НП УП «Скарбница». Полевые материалы из Воложинского р-на, Минской обл. 1993 г.
37. Богдан, П.А. Пояс в традиционном костюме белорусского Полесья // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: материалы 10-й Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 26–28 июня 2007 г. / С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна, Рос. этнографический музей; под. ред. Н.М. Калашниковой. – Санкт-Петербург, 2007. – 141 с.
38. Сербов, И.А. Признаки общинного быта на Полесье: полешуки // Сб. отделения рус. языка и словесности Импер. Акад. Наук / Импер. Акад. Наук. – Петроград, 1915. – Т. XCIV, № 1. – 5 с.
39. Романов, Е.Р. Быт белоруса / Е.Р. Романов. Белорусский сборник. – Вильна, 1912. – Вып. VIII. – 323, 531 с.
40. Журнальный вариант доклада на XV Международной научно-практической конференции «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии» (27-30 июня 2012 года, С.-Петербург). Электронный ресурс: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/russkii-narodnyi-kostyum/pojas-v-tradicionnoi-materialnoi-i-duhovnoi-kulture-belorusov.html (Дата обращения 08.02. 2018 г.)
41. Богдан, П.А. Бярэзінскія паясы // Бярэзінскі строй: метад. дапаможнік сельскім клубным работнікам / Метад. кабінет Бярэзін. раён. Дома культуры, Аддзел традыцыйнай культуры. – Беразіно, 2008. – 11 с.
42. Корнеева, Г. С. Художественно-эстетические особенности декоративных элементов в женском костюме XX века / Г.С. Корнеева // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. – 2012. Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/khudozhestvenno-esteticheskie-osobennosti-dekorativnykh-elementov-v-zhenskom-kostyume-xx-vek (Дата обращения 26.09.2018г.).
43. Винникова, М.Н. Народное узорное ткачество Беларуси конца ХІХ – начала ХХ века: автореф. дис. канд. Искусствоведения: 17.00.04 /М.Н. Винникова ; Ин-т искусствоведения, этнограф. и фальклора им. К. Крапивы НАН Беларуси. – Минск, 2001. – 24 с.
44. Віннікава, М. М Выбарнае ткацтва / М. М Віннікава // Этнаграфія Беларусі : энцыкл. – Мінск, 1989. – 119 с.
45. Вiннiкава, М.М. Мастацка-тэхналагiчныя асаблiвасцi беларускiх браных тканiн канца ХIХ – сярэдзiны ХХ ст. / М.М. Віннікава // Вес. АН БССР. Сер. грамад. навук. – 1989. – № 1. – 78–86 с.
46. Бохан, А.С. Геометрический орнамент в традиции отделки белорусского текстиля. Вопросы искусствоведения, этнологии и фольклористики: В 2 ч. Ч. 1: Искусствоведение, фольклор и этнология / Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы Нац. акад. наук Беларуси; наук. ред. А.И. Лакотко. - М.: Белорусский наука, 2006. – 279 – 286 с.
47. Лобочевская, О. А. Белорусский народный текстиль: художественные основы, взаимосвязи, новации / О.А. Лобачевская. – Минск : Белорус. наука, 2013. – 527 с. : ил.
48. Павлова, С. В., Борбоева Б. Ц., Батоцыренова С. Б. Некоторые результаты изучения структуры костюма азиатских народов [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 128-132. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/286/13225/ (дата обращения: 21.01.2019).
49. Борбоева, Б.Ц., Батоцыренова С.Б. Некоторые результаты изучения структуры костюма азиатских народов [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 128-132. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/286/13225/ (дата обращения: 21.01.2019).
50. Павлова, С. В. Методологические аспекты этнопроектирования изделий легкой промышленности. / С.В. Павлова. – Приволжский научный вестник. 2012. № 11 (15). – 86–90 с. – 87 с.
51. http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/169963/1/178-183.pdf (дата обращения: 18.01.2019).
52. Берштейн, Б.М. Искусствоведческие аспекты изучения традиционной культуры / Б.М. Берштейн // Традиционная культура : науч. альбом. – 2000. № 2. – 3-8 с.
53. Макарова, Т. Л. Cистема символов в дизайне современного костюма: теория, методология, практика: автореферат дис. ... доктора : 17.00.06, 19.00.03 / МАКАРОВА Татьяна Львовна;[Место защиты: Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики].- Москва, 2013
54. Каракова, Т.В. Принципы структурного формообразования в дизайне костюма / Т.В. Каракова, Н.И. Сабило// Народное образование. Педагогика [Электронный ресурс] : – 2017.https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-strukturnogo-formoobrazovaniya-v-dizayne-kostyuma (дата обращения: 01.12.2018).
55. Тимочко К. Р., Кулешова С. Г. Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании формы современной женской легкой одежды // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 193-199. — URL https://moluch.ru/archive/61/8941/ (дата обращения: 02.01.2019).
56. Павлова, С.В. Методологические аспекты этнопроектирования изделий легкой промышленности / С.В. Павлова // [Электронный ресурс].– 2016. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-etnoproektirovaniya-izdeliy-legkoy-promyshlennosti (дата обращения: 16.05.2018).
57. Винникова, М.Н. Музей древнебелорусской культуры / М.Н. Винникова // Национальной академии наук Беларуси [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа : http://nasb.gov.by/rus/organizations/museums/belmuseum.php (дата обращения: 06.05.2018).
58. Kalashnikova, N.M. (2012) “Stilisticheskie osobennosti fol'klornogo scenicheskogo kostjuma v teatra-lizovannom dejstvii”, Trudy SPbGUKI, No 194, pp.101–106 (in Russian).
59. Павлова С. В., Батуева О. И., Баймеева Е. И. Некоторые аспекты использования метода реконструкции в изучении народного костюма [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 126-128. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/286/13109/ (дата обращения: 12.01.2019 г.).
60. Бромлей, Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории / Бромлей Ю.В. – Москва : Наука, 1981.– 354 с.
61. Токарев, С.А. Мифы народов мира / С.А. Токарев. – М.: Советская Энциклопедия, 2008. - 1147 с.
62. Чистов К. В. Основные тенденции развития советской этнографии К. В. Чистов — В кн.: Этнография в странах социализма: Очерки развития науки. М., 1975, с. 7—51.
63. Фадеева, О.С. Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.) : автореф. дис. … канд. истор. наук : 07.00.07 / О.Е. Фадеева ; АН БССР, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора – Минск, 1985. – 244 с.
64. Канцедикас, А.С Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства / А.С. Канцедикас — М.: Изобразит, искусство, 1977. — 87 с.
65. Сахута, Я.М. Народное искусство и художественные промыслы Белоруссии / — Я.М. Сахута— Мн.: Полымя, 1982. – 296 с.
66. Молчанова, Л.А. Материальная культура белорусов/ Л.А. Молчанова. – Минск: Наука и техника, 1968. – 231 c.
67. Романов, Е. Р. Белорусский сборник / Е. Р. Романов: [в 9 вып.]. — Киев : Типография С. В. Кульженко, 1885—1912. — На титульном листе и обложке вып. 1—3: Т. 1 Губерния Могилевская. — 1885. — 468 с. // [Электронные копии редких книг из фондов Национальной библиотеки Беларуси] [Электронный ресурс] / Национальная библиотека Беларуси. — Электрон. текстовые, граф. дан. (1,09 Гб). — Минск : Национальная библиотека Беларуси, [2009].
68. Кацар, М.С. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / М.С. Кацар. – Мк., Беларуская Энцыклапедыя" імя Петруся Броўкі, 1996. – 208 с.
69. Привалова, В. М. Орнамент как знаково-символический язык ритуалов культуры / автореф. дис. … канд. психолог. наук : 24.00.01/ В. М. Привалова ; Рос. акад. наук – М., 2015. – 19 с.
70. Дучыц, Л.У. Касцюм жыхароў Беларусі X-XIII ст. / Л.У Дучыц. – Минск : Наука и техника, 1995. – 80 с.
71. Белявина, В. Н. Белорусский костюм / Белявина В. Н., Ракова Л. В. под ред. С. А. Захаркевич. – Минск : Белорусская наука, 2005. – 159 с.
72. Віннікава, М. Н. Традыцыйны беларускі касцюм: альбом / М. Н. Віннікава, П. А. Богдан. – Мінск : Беларуская навука, 2016. – с. 301.
73. Василенко, В.М. Народное искусство : Избр. труды о нар. творчестве X-XX веков / В.М. Василенко, – М.: Б-ка искусствознания Издательство: Советский художник, 1974. – с. 292.
74. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры : теория и практика / М. А. Некрасова. – М. : Изобразительное искусство, 1983. – с. 343.
75. Маленко, Л.И. Белорусский народный костюм / | Л.И. Моленко. – Минск: Урожай, 2001. – с. 160.
76. Маслова, Г.С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX нач. XX вв. / Г.С. Маслова. – Восточнославянский этнографический сборник. - М., 1956. – с. 352.
77. Винникова, М.Н. Традиционный белорусский костюм : альбом / М.Н Винникова, П.А. Богдан. – Минск : Беларуская навука, 2016. –302 с. : ил.
78. М. Н. Винникова. Реконструкция локальных вариантов традиционного белорусского костюма с использованием материалов из собраний музеев России и Беларуси // Европейское культурное пространство в коллекциях МАЭ: [сборник статей / Отв. ред. к.и.н. А.А. Новик]. – Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2013
79. Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с.
80. Фадеева О.Е. Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.), / автореф. дис. … канд. исторических наук 1985. –242 с.
Литература для fashion-дизайнера/модельера:
- «Technical Drawing For Fashion (Portfolio Skills)». Автор: Basia Szkutnicka
- «Technical Drawing for Fashion Design». Автор: Alexandra Suhner Isenberg
- «Fashion Details: 4000 Drawings». Автор: Elisabetta Kuky Drudi.–
Издательство «Promopress», 2013. - 384с.
- «Компьютерное проектирование в дизайне одежды». Авторы: Бадмаева Е.С., Бухинник В.В., Елинер Л.В.– Издательство «Питер», 2016. - 190 с.
- «Технический рисунок. Специальность «Дизайн костюма». Автор Н.Р. Бикташева.– СПб.: Издательство «Планета музыки», 2016. – 152 с.: ил. (+вклейка 16 с.)
- Шевцова, Г. В. Английский язык для дизайнеров (B1-B2) : учеб. пособие для СПО / Г. В. Шевцова, Е. Б. Нарочная, Л. Е. Москалец ; под ред. Г. В. Шевцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 288 с.
- Шокорова, Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 74 с.
- Беляева С.Е., Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика : учебное пособие / С.Е. Беляева, Е.А. Розанов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
- Секреты Высокой Моды от ведущих мировых дизайнеров. Искусство шитья стильной одежды. High-Fashion Sewing Secrets from the World`s Best Designers
- Бузов, Б. А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности. Швейное производство / Б.А. Бузов, Н.Д. Алыменкова. - М.: Academia, 2010. - 448 c.
- Булатова Е. Б., Евсеева М. Н. Конструктивное моделирование одежды: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272с.⠀
- Бескоровайная Г.П., Куренова С.В. Проектирование детской одежды – М.: Мастерство. Академия. 2002 – 96 с.
- Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: учебник / М.А. Силаева.- М.: «Академия», 2012
- Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды : учебное пособие / В.В., Ермилова, Д.Ю.Ермилова - М.:Академия, 2000, 490с.
- «История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото» (комплект из двух книг).– Издательство: Арт-родник, 2008г. –720с.
- Васильев, А. Красота в изгнании // М.: Слово/slovo, 1998. - 480с.
- Жихарев А.П. Материаловедение : учебное пособие / А.П. Жихарев, Г.П. Румянцева, Е.А. Кирсанова. - . - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240с.
- Композиция костюма : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова, Н. Б. Ляхова, С. А. Попов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 449 с.
- Беляев С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования : учебное пособие / С.Е. Беляева. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208с.
Литература для fashion-иллюстратора:
- Basics Fashion Design: Fashion Drawing. John Hopkins
- Figure drawing for fashion design. Elisabetta Drudi, Tiziana Paci
- 100 years of fashion illustration. Cally Blackman
- Fashion illustration for designers. Kathryn Hagen
- Рисунок для модельеров. Анхель Фернандес, Габриэль Мартин Ройг
- «ФЭШН-иллюстрация. Вдохновение и приемы». Автор Анна Кипер.– Издательство «Попурри», МИНСК, 2017. – 144 с. Перевод с англ. издания «FASHION ILLUSTRATION» (Inspiration and Technique) 2011 г.
Литература для fashion-фотографа:
- Барт Р. Модная фотография // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. с. 175—176
- Барт Р. Риторика образа (1964) // Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика / пер. с фр. Г. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 297—318.
- Васильева Е. Феномен модной фотографии: регламент мифологических систем / Международный журнал исследований культуры, № 1 (26), 2017, с. 215—245
- Новая история фотографии / Под ред. Мишеля Фризо. Пер. с франц. — СПб.: Machina; Андрей Наследников; 2008
- Дакворт, А. Цифровая фотография. Практическое руководство. Продвинутый курс. В 5 кн / А. Дакворт, Д. Типлинг. - М.: Добрая книга, 2013. - 960 c.
- Клейгорн, М. Портретная фотография: ракурс, свет, настроение, атмосфера / М. Клейгорн. - М.: Эксмо, 2009. - 144 c.
- Симбирцева Н.А. Fashion-фотография как визуальная репрезентация // Концепт. 2013. Т. 4. С. 146-150. URL: http://e-koncept.ru/2013/64030.htm (дата обращения -25.11.2018).
- «От ремесла к искусству». Наппельбаум М. С. –1958г. Москва, Издательство "Искусство". –240с.
Литература для инженера-технолога швейного производства:
- Янгирова Р.Г. «Особенности обработки изделий из натуральной кожи» – Учебное пособие. - Под редакцией А.Ю. Персидской. - Челябинск: ЮУрГУ, 2011. - 37 с.
- Артамошина, М. Н. Информационные технологии в швейном производстве / М.Н. Артамошина. - М.: Академия, 2010. - 176 c.
- Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды: учебник. / А. Т. Труханова. – М.: Высшая школа, 2009
- Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой женской одежды: учебное пособие / А.Т. Труханова.- М.: Высшая школа, 2009
- ГОСТ 20521–75. Технология швейного производства. Термины и определения. –Государственный комитет СССР по стандартам. М., 1984
- Терская, Л. А. Основы технологии производства из меха: меховая отделка : учеб. пособие для СПО / Л. А. Терская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 143 с.
❀ Благодарим, что заглянули на нашу страничку новостей. Мы рады, что вы остаетесь рядом с нами!
Льняные авторские платья марки LinenBy на OZON
Литературный обзор на тему этнодизайн
Победа в XXVI Республиканском конкурсе научных работ
Тенденции моды весна-лето 2023 с подиумов мира
Взгляд в историю. Особенности выращивания и обработка льна для изготовления домотканого полотна
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ТИПОВОЙ РАЗМЕР ОДЕЖДЫ
Нейросеть Midjourney в помощь художнику
«Жаночы род»–выставочный проект в Национальном художественном музее
Книги о моде для профессионалов и любителей
Вышивка. Художественные традиции белорусской вышивки
За кулисами авторской моды. Коллекция "Белы крыж". #Backstage
Льняные платья LinenBy коллекции и фасоны
Путешествие - путь к себе. Коллекция женской одежды из натурального льна "Дорога в Тироль"
Обзор коллекции женской одежды из натурального льна "Берегиня"
комментарии