Ассортимент материалов для изготовления традиционного белорусского женского костюма сформировался под влиянием условий жизни на территории Беларуси. Умеренно-континентальный климат, холодная зима, сырая осень, теплое лето повлияли на использование тех или иных материалов.
Ткани, изготовленные белорусскими ткачихами, отличаются разнообразием технических решений, цветовых сочетаний, практичностью, свидетельствуют о хорошем вкусе и высоком мастерстве. Ассортимент изделий велик: покрывала, скатерти, ковры, рушники, пояса, ткани для нижней и верхней одежды, головных уборов рушникового типа.
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые лен и шерсть простого полотняного переплетения. Основным сырьём являлись волокнистые растения и овечья шерсть. Весь процесс, связанный с обработкой волокон и изготовлением тканей, выполнялся вручную и сохранил в себе древние черты, нашедшие отражение в народном фольклоре. Лён, шерсть определённым образом обрабатывались, подготавливались к прядению. Тонкий, хорошо выбеленный холст употреблялся для праздничной одежды, грубый холст из льняных очесов использовали для подстав к женским рубахам и повседневной одежды. Материалом для праздничной женской рубахи служило тонкое - кужельное полотно. Самую высококачественную ткань делали для намиток – женских головных уборов.
Ткали такое полотно в два нита из самой тонкой кужельной пряжи, всегда тщательно отбеливали. В праздничной женской одежде особое внимание уделялось отделке. Рукава, полики, низ рубахи, воротник, края намитки были богато орнаментированы. Ткани для декора отличались богатством декора, который создавали в основном в технике орнаментального бранного ткачества- «узорного ткачества». Геометрический орнамент был ключевым средством художественной выразительности белорусских тканей для изготовления традиционной белорусской народной женской одежды. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные цвета и оттенки. Наряду с узорным ткачеством, основными способами орнаментации домашних тканей были вышивка, набойка. Для отделки праздничной одежды использовали кружево самодельное либо покупное.
Весьма разнообразны по материалу, технике орнаментации, расцветке ткани для женской поясной одежды. Юбки зимние шились из шерстяной, полушерстяной, летние- льняной ткани. В зависимости от орнаментации можно выделить два типа юбочных тканей – полихромные, с преобладанием красного цвета, и однотонные. Среди узорных тканей преобладают полосатые и клетчатые. Локальные различия проявляются расположением полос, колористическим сочетанием, способом изготовления ткани. Однотонные ткани были гладкими и рельефными.
Для пошива верхней женской одежды наибольшее распространение получили шерстяные и полушерстяные ткани сукно и полусукно, которое сохраняло чаще естественный цвет овечьей шерсти: белый, чёрный, серый, коричневый. Реже, для верхней одежды, использовалось льняное полотно. Ткалось в четыре, три, два, шесть нитов. Из полотна, окрашенного в синий цвет шили насовы, балахоны, касталаны и др., которые носили зимой поверх кожухов, а летом в прохладную погоду.
В качестве материала для зимней одежды применяли также меха; овчину, мех диких животных для отделки. Из меха изготовлялась верхняя одежда иногда мех использовался как подкладка-утеплитель, а также на оторочку головных уборов.
С середины XIX в. появились новые методы ткачества, фабричные нитки, анилиновые красители, которые очень расширили возможности декора домотканой ткани. В начале XX в. с появлением фабричных тканей в свободной продаже, таких как шелк, атлас, парча с рисунком цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветное сукно, фурнитуры, тесьмы традиционный белорусский женский костюм стал более красочным и нарядным.
Калинковический строй
Народная одежда, изготавливалась мастерицами вручную из натуральных материалов, была комфортной, удобной и гармонично сочеталась с крестьянским домом и природным окружением. Женский костюм был более богатым по сравнению с мужским, а орнамент на нём как правило имел не только декоративное, но и обереговое, этическое значение.
В конце XIX – начале XX века традиционный комплекс женской одежды состоял из полотняной рубахи с длинными рукавами, льняной или шерстяной юбки, передника (фартуха), пояса и головного убора. Именно по манере завязывать на голове намитку, платок можно было понять, из какого региона женщина родом.
Основные виды традиционных тканей для изготовления традиционного белорусского женского костюма представлены в таблице:
Для того чтобы лучше узнать о работе наших предков и сохранить национальные, традиционные приёмы изготовления изделий из льняного полотна, необходимо изучить древние технологии обработки льна. В первую очередь как его выращивали, а затем о том, как преобразовывали сырьё в полотно, полотно в одежду, которая мастерски украшалась символичным орнаментом.
P.S. Одно из мест, где посчастливилось изучать традиционный белорусский костюм – Музей древнебелорусской культуры. Это уникальное место, где можно познакомиться с историей развития искусства и материальной культуры на Беларуси от доисторических времен до современности.
Хранящаяся здесь самая большая в стране коллекция икон, художественных тканей, в том числе слуцких поясов, уникальных народных костюмов, бытовой керамики и стекла, и многое другое доказывает, что белорусам есть чем гордиться.
Музей древнебелорусской культуры был создан в 1977 году на базе Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР (сейчас Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси). Собрания музея рассказывают об основных вехах исторического развития искусства и культуры белорусов, о наиболее значимых памятниках от каменного века до конца XX столетия. Кстати, все без исключения экспонаты музея – оригинальные. Пользуясь случаем выражаю искреннюю благодарность руководству, сотрудникам музея и лично Винниковой Марии Николаевне за доброту, преданность любовь к своему делу.
© Автор статьи и иллюстраций: Надежда Химдиат
Источник: Химдиат, Н.А. Преемственность традиций народного искусства в проектировании современной женской одежды / Дис. ... магистр. тех. наук: 50.01.02/ Н.А. Химдиат ; ВГТУ. – М., 2019. – 188 с.
При использовании текста указание автора, источник и ссылка на эту публикацию обязательны.
Заказать любимое © платье возможно на сайте: www.linenby.by
Заказать любимое © платье с учетом индивидуальных предпочтений возможно в нашем Цифровом ателье.
Любимое © платье
Ключевые слова: одежда; традиционный белорусский женский костюм; женская одежда; народный костюм; проектирование женской одежды; орнамент; вышивка; дизайн одежды; этнический стиль; белорусский стиль; белорусский дизайнер; дизайнер Надежда Химдиат; Дизайн-бутик Himdiat; Nadia Himdiat; LinenBy; авторская одежда; этнодизайн; научное исследование; этнический стиль; белорусский стиль; женское платье; традиции;
комментарии